ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18

7 дельческое орудие – он приходил к Иосифу, и тот снабжал его всем нужным. Во время голода в Волоколамской области крестьяне стекались в монастырь к Иосифу, который кормил, кроме детей, еще около 700 человек, построил возле монастыря странноприимницу с церковью, приказал здесь покоить боль- ных, кормить бедных, поставил особого смотрителя» (Соловьев С. М., 1989, 317). Когда истощились собственные средства монастыря, Иосиф делал займы, продолжая кормить бедных, увещевал и Дмитровского князя Юрия Ивановича позаботиться о людях, страдающих от голода: «Бога ради и Пречи- стой Богородицы, пожалуй Государь, попекись о православном христианстве, о своем отечестве, подобно древним православным Царям и Князьям, которые заботились о своих подданных во время голода; который государь имел у себя много хлеба, раздавал его неимущим или приказывал продавать недорого, устанавливал цену, поговоривши с боярами, как надобно, полагал запрет страшный на ослушников, как и теперь сделал брат твой, Великий Князь Ва- силий Иоаннович всея Руси» (Максимов Е. Д., 1898, 126). Н. М. Карамзин отмечал: «Следуя во всем Иоанну, Василий старался при- влекать иноземцев полезных в Россию. Он первый из великих князей имел немецких лекарей при дворе. Это были – Люев и Феофил. Летописцы хвалят еще Василия за утверждение тишины и безопасности в Новгороде: он учредил там пожарную и ночную стражу; велел, как и в Москве, замыкать вечером улицы рогатками и совершенно прекратил воровство. Лишенные способа жить кражею и злодействами, негодники ушли или обратились к трудолюбию, вы- учились ремеслам и сделались людьми полезными» (Карамзин Н. М., 1819, 408). После смерти Василия III в 1533 г. на престол вступил малолетний вели- кий князь Иван Васильевич, который в 1547 г. венчался на царство. Иван IV, человек крайне сурового, подчас жестокого характера, получил впоследствии имя Грозный. Иван IV, несмотря на длительные войны, вечную борьбу с кра- молой внутри государства, сделал многое для благотворительности и общест- венного призрения. Вступив на престол, Иван IV созвал в Москву духовенст- во, бояр, окольничих, думных дьяков и других и приказал им составить новые законы, которые затем издал. В новом законодательстве Ивана IV, так называе- мом Судебнике 1550 г., просуществовавшем вплоть до середины ХVII века, со- держались и правила, касающиеся общественного призрения. В Судебнике 1550 г., в статье 91, говорилось, что торговым людям город- ским нельзя жить при монастырях, «а при монастырях жити нищим, которые питаются от Церкви Божией милостынею». (Судебник, 1952, 174). Нищенство росло, зло от него было значительным, и в 1551 г. царь Иван Грозный в своем обращении к Стоглавому собору поместил несколько вопросов относительно нищенства и призрения (глава 5, вопросы 9, 10, 12, 13 «О нищепитательстве», «О полоняниках», «О милостыни», «О чернцах и черницах, иже бесчин- ствуют»). Это свидетельствовало о том, что проблема уменьшения нищенства стояла весьма остро. В качестве примера приведем 12-й вопрос: «Милостыня и корм годовой: хлеб и соль, и деньги, и одежа по богадельным избам по всем городам дают из нашие казны. А христолюбцы милостыню дают же, а вкупаются у приказ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=