ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18
6 Н. А. Гаврилина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Законодательные основы общественного призрения в XV–XVI вв. в России Великий князь Иван Васильевич, объединивший русские земли в единое государство и свергнувший татарское иго в 1480 г., уделял недостаточное вни- мание благотворительности, которой славились все его предшественники. Княжение Ивана III представляет собой эпоху беспрерывной борьбы с захват- чиками за внешнюю безопасность государства. Объединив русские земли, Иван III занялся решением вопросов внутренней политики. Удельный период нарушил в государстве хозяйственные связи, торговлю, а постоянные междо- усобицы не способствовали развитию гражданственности. Об этом периоде правления Ивана III Н. М. Карамзин пишет: «В 1491 г. Иоанн велел дьяку Вла- димиру Гусеву собрать все наши древние судные грамоты..., рассмотрел, ис- правил и выдал собственное Уложение, писанное ясно, основательно» (Карам- зин Н. М., 1993, 298–307). (Речь идет о Судебнике 1497 г. – законодательном кодексе Ивана III, одном из важнейших русских правовых документов, став- шем итогом его государственного правления). В Судебнике были определены положения, касающиеся имуществ, определенных монастырям, церквям и на содержание бедных. В княжение Ивана III в России уже были врачи, из кото- рых известны Антоний и Леон, которые впоследствии были казнены за то, что их искусство лечения не спасло царственных пациентов. В 1500 г. Иван III раздал новгородские церковные земли боярским детям, помышлял о секуля- ризации всего церковного имущества, но встретил сильный отпор со стороны духовенства. Заботясь о насущных делах своего народа, по утверждению Н. М. Карам- зина, «Иоанн учредил лучшую городскую полицию: он приказал поставить на всех московских улицах решетки (или рогатки), чтобы ночью запирать их для безопасности домов; не терпя шума и беспорядка в городе, указом запретил гнусное пьянство; пекся о дорогах: завел почту, ямы, где путешественникам давали не только лошадей, но и пищу, если они имели на то приказ государев» (Карамзин Н. М., 1993, 300). Иван III скончался в 1505 г., и на престол вступил великий князь Василий Иванович. Он продолжал заниматься благотворительной деятельностью. При нем были открыты монастыри – Корнилиев мужской в Вологодской губернии, Печерский во Пскове и другие, учреждены больницы и богадельни для нищих и странных. При Василии особенно отличался благотворительностью Иосиф Волоколамский. Историк С. М. Соловьев впоследствии характеризовал знаме- нитого пастыря: «Иосиф был более муж дела, чем слова, достойный преемник тех знаменитых сподвижников, которые собственным примером поддержи- вали христианскую деятельность в областях Московского государства. Нуж- дался ли крестьянин в семенах для посева, терял ли домашний скот, земле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=