ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18

44 терпретацией образа связано понимание интенсивного и эмотивного компо- нента значения, а следовательно, осмысление коммуникативной задачи, илло- кутивной силы значения. Рассмотрение содержания стилевого компонента должно быть сведено к подробному формулированию прагматических правил употребления значе- ния: описания сферы общения, речевой ситуации, коммуникативных намере- ний адресанта и типовой реакции адресата при декодировании значения. Обучающиеся не имеют достаточных знаний при характеристике слов и значений с точки зрения актуальности и сферы распространения, поскольку данные сведения являются результатом вербального опыта человека. При изу- чении архаизмов, историзмов, неологизмов нужны хронологические коммен- тарии. Для архаизмов следует приводить современные синонимы, демонстри- ровать формальные отличия данных слов. Историзмы следует сопровождать историческими справками. То же касается изучения слов по сфере распростра- нения: диалектизмов и жаргонизмов. Безусловно, что знакомство с первым ви- дом слов может иметь ознакомительный характер. Рассмотрение жаргона необходимо, поскольку он является неотъемлемой частью разговорной речи. Большинство жаргонизмов имеет живую образность, поэтому следует объяс- нять внутреннюю форму единицы, её интенсивность, оценочность и иллоку- тивные задачи. При изучении лексикологии и фразеологии людьми, которые не владеют языком как родным, легче усваиваются явления, имеющие формальное выра- жение, всё то, что связано с когнитивным, вербальным опытом, должно де- тально объясниться преподавателем. И. Ю. Токарева Тульское суворовское военное училище (Тула, Россия) Анализ текста как способ подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке 1. Каковы нравственные последствия предательства? Самостоятельно за- пишите 3 возможных ответа на вопрос. Актуализация знаний 2. Чтение текста и обдумывание (1) Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления. (2) Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной по- лицией. (3) Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. (4) Тогда от угово- ров палачи перешли к пыткам. (5) Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. (6) Но ни адская боль, ни разрывающий душу страх

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=