ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18
43 вованию человека. Он объединяет телесное и духовное, утилитарное и эстети- ческое, частное и общечеловеческое. В этом проявляется глубинная способ- ность языка превращать повседневное в символическое, а чувственное – в нравственное. Поэтому изучение семантики вкуса позволяет не только по- нять особенности национального мировидения, но и приблизиться к понима- нию самого механизма культурного осмысления действительности. Литература Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, тер- минов и фразеологических выражений. М. : Мир и Образование, 2019. 1376 с. Г. В. Токарев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Особенности изучения лексики и фразеологии неродного языка Изучение лексикологии и фразеологии на языковых факультетах не должно ограничиваться только задачами расширения лексического и фразео- логического запаса обучающихся. Студенты должны получать представления и о структуре лексического значения, содержании её компонентов. Данные знания необходимы для формирования представления о системных отноше- ниях слов, механизмах образования переносных значений, а также об их функ- циях и условиях употребления. При этом преподаватель и обучающиеся стал- киваются с трудностями, определяемыми отсутствием фоновых знаний у обу- чающихся. В данной статье обратим внимание на характер данных проблем. В связи с тем, что обучающиеся не владеют достаточным лексиконом, они испытывают трудности с определением мотивированности, образности вер- бального знака. Студенту трудно определить характер значения: прямое или пе- реносное, прочитать образное основание при его наличии, установить вид фра- зеологической единицы с целостным значением по степени семантической слитности компонентов (сращение или единство). При этом следует понимать, что понимание образа открывает пути для понимания особенностей националь- ного мышления, культуры. Преподаватель в каждом случае должен оказывать помощь студентам в распаковке образа, объяснении причин его выбора. Образное основание влияет на содержание интенсивного, оценочного, экспрессивного компонентов значения. В частности, обучающиеся могут не знать оснований оценки: культурных установок, норм, запретов – и как следствие не понимать – результат вербального оценивания. В этом случае полезны комментарии образа, объяснение оснований оценки. Необходима по- шаговая открытая реконструкция акта оценивания. Полезен анализ контраст- ных примеров. Ср.: трудиться, как пчёлка // работать как лошадь. С ин-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=