ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18
41 Литература Долгарева А. Стихотворения. URL: https://45parallel.net (дата обращения: 03.11.2025). Симбирцева Н. А. Текст культуры: факторы и механизмы интерпрета- ции // Вестн. славянских культур. 2017. Т. 46. С. 70–85. Н. Р. Стародворцев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Семантика вкуса как отражение культурных ценностей в языке Вкус является одной из фундаментальных категорий человеческого вос- приятия, но в языке он представлен не только как физиологическое ощущение, а как сложное культурное и духовное явление. Человеческая способность раз- личать вкусы со временем превратилась в основу целого пласта образов и оце- нок, закреплённых в языке. Вкус перестаёт быть исключительно биологиче- ской функцией и становится формой выражения национального характера, ментальности, норм общения и представлений о гармонии. В толковом словаре С. И. Ожегова вкус определяется как «чувство, пони- мание изящного; склонность, пристрастие к чему-либо; стиль, манера» (Оже- гов С. И., 2019, с. 139). Это определение подчёркивает многоплановость поня- тия: вкус объединяет чувственное восприятие, способность к оценке и эстети- ческое чувство меры. Вкусовая лексика в языке отражает двойственную природу этой катего- рии – физическую и духовную. С одной стороны, она называет конкретные качества пищи – сладость, солёность, кислоту, горечь, насыщенность, а с дру- гой стороны, служит метафорой для описания эмоциональных, нравственных и эстетических состояний. Слова, обозначающие вкусовые ощущения, спо- собны передавать оттенки отношения, оценки, впечатления. Так, сладкое свя- зывается с радостью, удовольствием, полнотой жизни; горькое – с утратой, ис- пытанием, правдой, которую трудно принять; пресное – с безразличием и ску- кой; кислое – с недовольством или неловкостью. Вкусовая характеристика в подобных выражениях перестаёт быть описанием пищи – она становится знаком эмоционального и культурного опыта человека. В языке народной традиции вкус всегда соотносился с этическими нор- мами и представлениями о правильной жизни. В речи устойчиво закрепилась идея меры: еда должна быть «в меру сладкой», «не пересоленной», «не кис- лой». Эта же установка на гармонию переносится на все сферы человеческого поведения. Так рождается связь между вкусом как чувственным и вкусом как эстетическим понятием. Человек «с хорошим вкусом» – это не тот, кто пред- почитает определённые блюда, а тот, кто способен различать красоту, вы-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=