ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18
39 Д. А. Солопов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Поэзия СВО как феномен текста культуры: лингвокультурологический анализ Поэзия военного времени представляет собой уникальный пласт словес- ной культуры, в котором художественная форма соединяется с функцией ду- ховного свидетельства. Тексты, создаваемые в период СВО, формируют само- стоятельное направление современного поэтического дискурса, отражая со- стояние национального сознания и культурные способы осмысления истори- ческого опыта. В отличие от публицистических высказываний, поэзия военных лет кон- центрируется не на фактах, а на смыслах. Слово здесь становится знаком па- мяти, носителем духовного содержания и способом восстановления культур- ного порядка. Подобные тексты могут быть интерпретированы как тексты культуры – структуры, сохраняющие и передающие ценностные установки общества через язык и символическую систему. Поэтический дискурс СВО отражает процессы культурного самосознания современного человека, испытывающего необходимость осмыслить трагиче- ские события через слово. В лирике данного периода ключевыми становятся категории памяти, долга, дома, веры, труда, любви. Эти понятия образуют цен- ностный каркас, в котором культура сохраняет внутреннее равновесие. Как отмечает Н. А. Симбирцева, «выстраивание коммуникативных отно- шений с текстом культуры и/или его автором отнюдь не предполагает выра- жение обратной связи, например, от субъекта, находящегося в других про- странственно-временных координатах, в той же кодовой системе, что исход- ный текст» (Симбирцева Н. А., 2017, с. 71). Это положение справедливо и для современной военной поэзии, которая вступает в диалог с культурной тради- цией, но не требует прямого отклика: общение с культурой осуществляется через память и внутреннюю сопричастность. Поэзия СВО, таким образом, выступает формой культурного медиума, в которой язык реализует функции хранения, интерпретации и передачи ду- ховных смыслов. Семантическая структура поэзии СВО определяется наличием устойчи- вых смысловых центров. Земля осмысляется как символ родовой памяти и веч- ности: «Я сын твой и внук под Луганском, и мой / начертанный путь, предре- шённый не мной – / врасти в эту землю и лечь…» (Долгарева А. Стихотворе- ния. Электронный ресурс). Мотив дома связан с идеей сохранения человеческого измерения жизни: «Здесь перемелено, здесь перемолото, “Градов” гром… / Встань, поднимись до бывшей квартиры… / Встань, покорми кота.» Дом в поэтическом дискурсе выступает не только пространственной, но и нравственной категорией — ме- стом, где сохраняется память, привычка, тепло.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=