ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18

34 чается от остальных типов устойчивых выражений. Главной отличительной их чертой является целеустановочная мотивация, продиктованная подсознательной потребностью обеспечить защиту от внешнего ментального воздействия. В из- вестной степени формулы-обереги можно отнести к перформативам и иллокути- вам» (Моргоева Л. Б., 2014, 1127). В данном определении важно рассмотрение оберегов в прагматической плоскости, раздельнооформленная номинация отож- дествляется с речевым действием, поведенческим актом. Произнося эвфемизм- оберег говорящий защищает себя от воздействия чего-либо нехорошего. В. И. Дынин называет следующие функции оберега: «1) профилактические (предохранительные) мероприятия против вероят- ной (потенциальной) угрозы, осуществляющиеся задолго до ее актуализации; 2) профилактические (предохранительные) мероприятия, упреждающие актуальную угрозу, исполняющиеся в самый момент ее возникновения; 3) нейтрализующие (уничтожающие) вредоносное влияние мероприятия, которые совершаются в условиях уже реализовавшейся угрозы и направлены на то, чтобы прекратить губительное воздействие, не дать ему довершиться окончательно; меры такого рода «предохраняют» уже не от самой угрозы как таковой, а скорее от ее неминуемых последствий» (Дынин В. И., 2013, 92). Использование эвфемизма-оберега основано на переводе репрезентации мишени в другой код культуры. Характерно, что эвфемизмы-обереги направ- лены не столько на смягчение нежелательной номинации, сколько на её за- мену. Нежелательная номинация наделяется негативными магическими свой- ствами, ввиду чего лингвокультурная общность вводит запрет на её употреб- ление. На эвфемизм накладывается защитная культурная функция. Самым простым и универсальным способом ухода от непосредственной номинации нежелательного явления становится употребление указательного местоимения. В русской лингвокультуре данный способ используется до- вольно широко. Апотропеические значения данного местоимения в целом охватывают всю палитру нежелательных мишений. Итак, указательные местоимения третьего лица единственного и множе- ственного числа: он, она, оно, они ‒ могут указывать на: 1) Бога; 2) чёрта; 3) медведя, зверя вообще; 4) мертвеца; 5) врага; 6) смерть; 7) чудовище. Основным прагматическим объяснением употребления эвфемизма-обе- рега является желание говорящего не прогнозировать встречу с нежелатель- ным объектом, что основано на вере в магическую силу слова. Указанные мишени могут быть объективированы и другими номинациями. А. М. Кацев отмечает: «Ход мысли первобытного человека прост: тотем не хочет быть названным. Если его назовешь, навлечешь на себя беду, ибо слово обладает магической силой. Животное нападет на тебя или причинит

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=