ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18

28 Принципы обучения и воспитания, содействующие развитию когни- тивно-речевых способностей основаны на уважении к личности ребенка, учете его индивидуальных особенностей и потребностей, создании благоприятной и стимулирующей образовательной среды. Принцип индивидуализации. Индивидуализация реализуется через ис- пользование дифференцированных заданий, индивидуальных консультаций и дополнительных занятий. Принцип доступности предполагает, что учеб- ный понятен и доступен для каждого ребенка. Следует использовать нагляд- ные пособия, игровые методы обучения, адаптировать учебный материал к уровню развития ребенка и учитывать его лингвистические и культурные особенности. Принцип активности. Используются активные методы обучения (проект- ная деятельность, ролевые игры, дискуссии и дебаты) предоставляющие воз- можность ребенку применять полученные знания и навыки на практике, раз- вивать критическое мышление и творческие способности. Принцип наглядности. Здесь следует использовать наглядные пособия, картинки, фотографии, видеоролики, модели и макеты, предоставляющие воз- можность ребенку лучше понять и усвоить учебный материал. Принцип систематичности и последовательности. Учебному материалу требуется быть организованным в логической последовательности, от про- стого к сложному, от известного к неизвестному. Следует планировать учеб- ный процесс таким образом, чтобы каждый новый материал опирался на предыдущий и способствовал его закреплению. Принцип связи теории с практикой предполагает. Обучению следует быть ориентированным на применение полученных знаний и навыков в реаль- ной жизни. Целесообразно использовать практические задания, решение про- блем, выполнение проектов, участие в социальных акциях, предоставляющие возможность ребенку увидеть связь между теорией и практикой, понять, как полученные знания полезны в его жизни. Принцип сотрудничества. В этом случае требуется создавать атмосферу доверия и взаимопонимания, где каждый участник образовательного процесса чувствует себя комфортно и уверенно. Сотрудничество реализуется через про- ведение совместных мероприятий (родительские собрания, консультации, ма- стер-классы, праздники и экскурсии), предоставляющих возможность педаго- гам, детям и родителям лучше узнать друг друга, обменяться опытом и знани- ями, и вместе работать над достижением общих целей. Принципы, применяемые совокупно и с учетом специфики поликультур- ной среды, способны создать оптимальные условия для развития когнитивно- речевых способностей дошкольников, обеспечивая их успешную социализа- цию и адаптацию в современном мире. Таким образом, диалектика рассматривает развитие как спиралевидный процесс, где прогресс достигается через разрешение внутренних противоре- чий. В когнитивно-речевом развитии это означает, что ребенок проходит этапы конфликта старых и новых знаний, требующие адаптации. Преодоление трудностей стимулирует поиск новых решений и способов понимания мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=