ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18
27 мышления и речи, и, в конечном итоге, приводит к новым знаниям и умениям. Уместно, чтобы взрослые поддерживали ребенка в этих ситуациях, помогали ему осознать проблему, предлагали возможные пути решения, но не давали готовых ответов, предоставляя возможность ему самостоятельно прийти к правильному выводу. С позиции поликультурной среды, развитие когнитивно-речевых способ- ностей приобретает особую значимость и требует применения специфических методологических подходов. Поликультурная среда характеризуется разнооб- разием языков, культур, ценностей и традиций, что создает уникальные воз- можности для развития ребенка, но также и предъявляет определенные требо- вания к организации образовательного процесса. В такой среде рационально учитывать лингвистические и культурные особенности каждого ребенка, со- здавать условия для билингвального и полилингвального развития, формиро- вать уважительное отношение к разным культурам и языкам. Значимым методологическим подходом является культурно-историче- ская теория Л. С. Выготского, подчеркивающее место социальной среды и культурных инструментов в развитии психических функций. Развитие ре- бенка происходит в процессе его взаимодействия с окружающей средой, где он усваивает культурные нормы, ценности и способы мышления. Ребенок усваивает родной язык и культуру, и знакомится с другими языками и культу- рами, что расширяет его кругозор, развивает когнитивные способности и фор- мирует толерантное отношение к другим людям. Компетентностный подход ориентирован на формирование у ребенка ба- зовых компетенций, требуемых для успешной адаптации в современном мире. Ребёнку следует общаться на разных языках, понимать и уважать культурные различия, адаптироваться к разным социальным ситуациям и решать про- блемы, возникающие в процессе межкультурного взаимодействия. Для реали- зации компетентностного подхода рационально использовать активные ме- тоды обучения (проектная деятельность, ролевые игры, дискуссии и дебаты), предоставляющие возможность ребенку применять полученные знания и на- выки на практике, развивать критическое мышление и творческие способно- сти; создавать в образовательной среде атмосферу сотрудничества и взаимо- понимания, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверенно, неза- висимо от его культурной принадлежности. Этнопедагогический подход предполагает использование традиционных методов воспитания и обучения, передающиеся из поколения в поколение в каждой культуре (народные сказки, песни, игры, пословицы и поговорки, от- ражающие культурные ценности и нормы поведения). Использование этнопе- дагогических методов реализует условия для того, чтобы ребенку лучше по- нять культуру, почувствовать свою принадлежность к ней, развить уважение к другим культурам. Этнопедагогические методы используются для развития речи, мышления и других когнитивных функций. Так, рассказывание народных сказок содейст- вует развитию воображения, памяти и внимания, а участие в народных играх развивает координацию движений, ловкость и быстроту реакции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=