ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18

26 М. С. Макарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Методологическая основа развития когнитивно-речевых способностей дошкольников Диалектика предполагает, что развитие не является линейным и плав- ным восхождением, а скорее олицетворяет спираль, где прогресс достига- ется через разрешение внутренних противоречий и преодоление возникаю- щих трудностей. При условиях когнитивно-речевого развития это означает, что ребенок не просто постепенно накапливает знания и навыки, но и прохо- дит через этапы, когда старые представления и способы мышления вступают в конфликт с новыми, требуя перестройки и адаптации. Например, ребенок сталкивается с трудностями при освоении грамматических правил, когда интуитивно усвоенные формы языка противоречат формальным нормам. Преодоление этого противоречия ведет к глубокому пониманию языка и рас- ширению речевых возможностей. Значимо отметить, что эти противоречия не являются негативными или деструктивными, а, напротив, служат движущей силой развития, стимулируя ребенка к поиску новых решений и способов по- нимания мира. Диалектический подход также подчеркивает взаимосвязь и взаимозави- симость многообразных компонентов когнитивно-речевого развития. Разви- тие мышления, памяти, внимания и воображения тесно связано с развитием речи, и прогресс в одной области содействует прогрессу в других. Например, развитие логического мышления реализует условия для того, чтобы ребенку лучше понимать причинно-следственные связи в речи, а расширение словар- ного запаса обогащает возможности мышления. Диалектика учитывает место социальной среды в развитии когнитивно-речевых способностей. Общение с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх и занятиях создают условия для активного использования речи, обмена знаниями и опытом, а это стимулирует дальнейшее развитие. Таким образом, развитие когнитивно-ре- чевых способностей рассматривается как результат сложного взаимодействия внутренних факторов (врожденных способностей, индивидуальных особеннос- тей) и внешних факторов (социальной среды, обучения и воспитания). Преодоление трудностей является неотъемлемой частью диалектиче- ского развития. В процессе освоения языка и мышления ребенок неизбежно сталкивается с ситуациями, когда он не понимает что-то, не может выразить свои мысли или испытывает затруднения в решении задач. Трудности свя- заны с недостатком знаний, неразвитостью когнитивных функций или несо- вершенством речевых навыков. Именно преодоление этих трудностей содействует развитию ребенка. Когда ребенок сталкивается с проблемой, он вынужден искать новые способы решения, экспериментировать, анализировать и делать выводы. Указанный процесс активизирует его когнитивные ресурсы, стимулирует развитие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=