ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18

23 Развитие теории В. В. Виноградова нашло себя в понятиях «точка зре- ния» и «коммуникативная структура текста». Последователи Виноградова М. М. Бахтин и Б. А. Успенский углубили его идеи. М. М. Бахтин, анализируя романы Достоевского, ввел понятия «полифо- нии», «диалогизма» и «авторской идеи» как организующего начала высказы- вания. Хотя публицистика Толстого более монологична, диалогизм М. М. Бах- тина здесь чрезвычайно важен. Авторская позиция у Толстого часто рождается не в монологе, а в диалоге с «внутренним собеседником» – оппонентом, вла- стью, церковью, всем обществом. Авторская идея утверждается через поле- мику, предвосхищение возражений, включение «чужих» голосов с их после- дующим опровержением. Б. А. Успенский в своем труде «Поэтика композиции» предлагает анали- зировать авторскую позицию через смену точек зрения: идеологической, фра- зеологической, пространственно-временной и психологической. Это позво- ляет разделить целостный «образ автора» Виноградова и проследить, как он манифестирует себя на разных уровнях текста. Для публицистики Толстого ключевой является идеологическая точка зрения, однако ее выражение напря- мую связано с другими планами. В произведении «Исповедь», впервые опубликованном в Женеве в 1884 го- ду, формируется образ автора-искателя. Кроме того, в тексте наблюдается пол- ное слияние сознания автора-творца, образа автора и нарратора. Образ автора представлен как динамическая система, находящаяся в процессе мучительного поиска смысла жизни. Позиция автора не дана как готовая, а показывается в становлении: «Я отрекся от жизни нашего круга...». Фразеологическая точка зрения выражается в том, что весь текст выдержан в единой речевой манере изложения – манере исповеди, доверительного монолога. Лексика характери- зуется семантикой кризиса («отчаяние», «соблазн», «самоубийство»), которая сменяется лексикой обретения («вера», «жизнь», «разумение»). Анализируя синтаксис текста, мы видим преобладание сложных предложения с разверну- той аргументацией, передающие работу мысли. При этом используются корот- кие, афористичные фразы, обозначающие ключевые выводы, например, «Жизнь есть стремление к благу». В «Исповеди» образ автора – это лингви- стически воплощенный процесс нравственного и философского преображе- ния. Авторская позиция вербализуется не как статичный вывод, а как живое, страстное движение духа. В произведении «Не могу молчать!» 1908 года образ автора можно характе- ризовать в качестве «пророка-обличителя». Здесь он приобретает иные черты, соответствующие публицистическому пафосу и имеет ряд особенностей. Позиция автора дана как абсолютная и бескомпромиссная. Она строится на фундаментальной антитезе: «ваша правда» (правда государства, оправды- вающая казни) и «моя правда» (правда христианской совести). Речь обращена вовне, текст представляет собой страстный монолог-обра- щение. Доминирует оценочная и эмоционально-экспрессивная лексика: «зло- действо», «соблазн», «отвратительное дело». Ключевым приемом становится лексический повтор: заглавие «Не могу молчать!» становится рефреном,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=