ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 18
22 Сознание автора-творца – это исходная, внетекстовая категория, реальное историческое лицо (Л. Н. Толстой) с его уникальным мировоззрением, систе- мой ценностей и жизненным опытом. Это «генератор» замысла будущего про- изведения. В случае с публицистикой Толстого его автор-творец был насыщен идеями нравственного самоусовершенствования, неприятия насилия, критики государственных и церковных институтов. Образ автора – это ключевое понятие теории В. В. Виноградова. Образ автора – это не сам писатель, а его «концентрированное воплощение» в тексте, «фокус», в котором сходятся все стилевые и композиционные средства произ- ведения. Это лингвистическая проекция сознания автора-творца. Образ автора имманентно присущ тексту и организует его единство. Он проявляется: 1) в отборе лексики (например, использование религиозно-нравственной лексики в противовес официально-бюрократической); 2) в организации синтаксиса (ритмизованные, повелительные или, напро- тив, исповедальные конструкции); 3) в структуре композиции (последовательность аргументов, контраст- ность образов); 4) в единстве оценочных интонаций. Словесный образ автора или идиолект – это конкретное языковое вопло- щение образа автора – уникальная, индивидуально-авторская система средств выражения. Идиолект Толстого-публициста характеризуется: антитезой как основным мыслительным приемом, повтором для усиления мысли, риториче- скими вопросами и обращениями, создающими эффект диалога, ясностью и простотой синтаксиса при концептуальной насыщенности. Субъектная организация текста, по теории В. В. Виноградова, состоит из автора и нарратора. Он проводит четкое различие между «автором» и «по- вествователем» (нарратором). Автор (в текстовом воплощении – образ автора) – это высшая, надъязыковая инстанция, организующая весь мир произведения. Это не биографическая личность, а «концентрированное воплощение сути произведения», которая пронизывает всю его речевую структуру. Как было сказано ранее, «образ автора» складывается из системы прямых и косвенных оценок, отбора лексики и синтаксических конструкций, ритма и интонации по- вествования. Нарратор – это речевой образ, маска, через которую говорит ав- тор. В художественной прозе это может быть условный персонаж (например, повествователь в художественном произведении Л. Н. Толстого «После бала»). Критически важный тезис для анализа публицистики Толстого: в его зре- лой публицистике («Исповедь», «В чем моя вера?», «Не могу молчать!») нар- ратор и образ автора максимально сближаются, практически сливаясь. Тол- стой намеренно стирает границу, создавая эффект абсолютной искренности и прямого высказывания. Здесь мы сталкиваемся не с условным рассказчиком, а с «образом-личностью», который отождествляется с реальным Л. Н. Толс- тым. В его поздней публицистике мы часто наблюдаем слияние этих инстан- ций, но не полное тождество: нарратор может выступать в разных ипоста- сях (кающийся грешник, пророк, судья), оставаясь проекцией единого автор- ского сознания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=