ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 17
30 Вторую группу составляют признаки, связанные с наблюдениями за окру- жающей средой: муравейник перед входом в дом, плетущий паутину паук, сверчок и др. Предвестником счастья считается особенное поведение птиц: – услышать соловья раньше кукушки: в представлениях славян, «крик ку- кушки часто расценивается как зловещее предзнаменование» (Славянская 2023: 271); – орёл парит над головой: орёл считался «божьей птицей, … владыкой небес» (Славянская 2023: 345); – увидеть летящего аиста: аист воспринимался как («…охранитель и очи- ститель земли от гадов и прочей нечести…» (Славянская 2023: 18); – ранние ласточки: ласточке приписывались «функции покровительницы дома и скота» (Славянская 2023: 277). Хорошим знаком была встреча в тотемным животным, например, с вол- ком. Шерсть, зубы, когти волка использовались как обереги. «Нередко обере- гом служит само упоминание или имя волка» («Славянская» 2023: 86), веро- ятно, поэтому перебежавший дорогу волк интерпретировался как знак счастья. Снег, дождь были связаны с архетипическими представлениями об урожае, что способствовало их интерпретации как хороших знаков: уезжать в дождь, дождь в день свадьбы, снег на Покров на свадьбу . Интенсивный признак также воспринимался как предвестник счастья: дуб, богатый желудями. Третью группу составляют приметы, в основе которых положены посто- янные, выделяющиеся признаки человека: родинки, которые он не видит, ред- кие зубы, родимое пятно, быстрый рост волос. Хорошим знаком является, ко- гда ребёнок похож на родителя противоположного пола. Четвёртая группа примет связана с актуализацией какого-либо сакраль- ного предмета, способствующего счастью. К числу таких русское обыденное сознание относит железную подкову, кроличью шапку, полные водой вёдра, цветок сирени, состоящий из пяти лепестков, четырёхлистный клевер, гре- бень, подаренный на свадьбу, дверь, открывающуюся на улицу, трёхцветную кошку, фикус и др. Данные знаки обладают разной степенью условности. Одни из них указывают на что-то необычное, другие генерируют семантику интенсивности, третьи основываются на культурном опыте. Так, гребень ис- пользовался как оберег и требовал особого обращения с собой, поскольку во- лосы интерпретировались как уязвимая часть человека. Пятая группа примет была связана с обыденным календарём. Случайное или преднамеренное осуществление действий в эти дни сулило счастье: зевать в понедельник, жениться на Казанскую, чихать в Новый год и др. Существует группа примет, отражающих культурные запреты, наруше- ние которых, по мнению русского человека, отпугивало счастье: нельзя по- стригать ногти в чужом доме или в воскресенье, становиться крёстной де- вочке, есть и пить перед зеркалом, оставлять кусочки хлеба на столе после ужина, выливать воду в этот же день после первого купания ребёнка, с ребён- ком до года смотреть на себя в зеркало. Этой группе противоположны при- меты, объективирующие императивы, следование которым привлечёт счастье: перед новым годом нужно выбросить треснувшую посуду, переселяясь в но-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=