ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 17
29 Г. В. Токарев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Счастье рядом: отражение лингвокультурного опыта в паремиях Аннотация. В статье рассматриваются лингвокультурологические особенности примет о счастье. Ключевые слова: язык, культура, примера, счастье. Желание быть счастливым является культурной универсалией. Однако понимание счастья у каждого субъекта культуры индивидуально. Человек прислушивается к окружающей действительности, ожидая счастья. Объектом рассмотрения в данной статье будут приметы, прогнозирующие счастье. При- мета отражает культурный опыт народа. Выбор ключевых знаков в тексте при- меты обусловлен закреплённой за ними культурной семантикой, которая объ- ективируется легендами, поверьями, ритуалами и др. В основе примет счастья могут лежать разнообразные признаки. Рассмотрим их. Первую группу составляют признаки, обозначающие неожиданные собы- тия, сопровождающие что-либо: сломался ноготь, чихнуть в тарелку, одеть одежду наизнанку, если человека объявляют мёртвым по ошибке, найти удары молнии, два желтка в яйце, стать случайно в навоз. Так, колокольный звон во время венчания прочитывался как хороший знак. Считалось, что коло- кольный звон отпугивает нечистую силу. Примечательно, что приметы могут отражать интерпретацию, противоречащую сложившейся культурной тради- ции. Например, встреча похорон была хорошим знаком. Левая сторона была связана с представлениями о нечистом, греховном, неправильном. Однако спо- ткнуться на левую ногу интерпретируется наивным сознанием как приближе- ние чего-то хорошего. Вероятно, здесь актуализированы признаки необычно- сти, неожиданности. Ключи интерпретировались как отмычка от чего-то, что получало положительную оценочную аранжировку: найти старые, ржавые ключи сулило приближающееся счастье. Примета: найти цветок папорот- ника на Ивана Купалу основывалась на поверье: «Цветок (или семя) папорот- ника помогает отыскать клады. Папоротник наделяет человека зрением, поз- воляющим увидеть то, что находится под землёй, то есть раскрывает перед ним земные недра, а также отпирает все замки» (Славянская 2023: 354). Семи- отизация нечаянно увиденного света в доме основывалась на представлении о том, что «…солнечный свет изливается на человека как Божья благодать, и он отвращает нечистую силу» (Славянская 2023: 424). Ложка, забытая пос- ле обеда на столе, могла быть знаком еды и шире – материального благополу- чия. Необычный цвет представителей фауны также сулил счастье: белый пе- репел, белый паук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=