ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 17

28 – лексических стилистических средств: синонимов и антонимов; исполь- зования лексики различных разновидностей языка (неологизмов, архаизмов и историзмов, жаргонизмов); – стилистических средств: тропов (метафоры, олицетворения, гиперболы); – визуальных стилистических средств (графических приемов, например, при оформлении цитат). На фонетическом уровне художественный образ раскрывается с помо- щью авторской транскрипции и комментария, характеризующего особенности речи героев. На морфологическом уровне выделяется использование категории рода, устаревших грамматических форм и имен собственных. Синтаксический уровень предполагает использование различных синтакси- ческих фигур (инверсии, парцелляции, синтаксического параллелизма), а также авторской пунктуации (вопросительных, восклицательных предложений). Однако основными лингвостилистическими средствами, необходимыми для создания яркого и выразительного художественного образа, являются тропы. Наиболее частотные из них следующие: эпитет, сравнение, метафора, гипербола, литота, оксюморон, олицетворение, градация. По мнению М. И. Ко- товича, им свойственно усиление экспрессивности за счёт взаимодействия друг с другом, поэтому они позволяют создать цельный и в то же время мно- гогранный образ. Например, при описании портрета литературного героя эпи- тет, сравнение и метафора часто выступают в единстве, так как они близки по своей сути: сравнение и эпитет могут быть метафорическими, а метафора яв- ляется скрытым сравнением (Котович, 2015: 66). Они придают тексту живость, делают его оригинальным и неповторимым. Таким образом, лингвостилистические средства создаются с помощью языковых единиц разных уровней языка. Они ярки, эмоциональны и помогают выразить авторское видение действительности, воплощенное в художествен- ных образах произведения. Литература Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М. : Сов. энциклопе- дия, 1966. 445 с. Данилевская Н. В., Кожина М. Н. Лингвостилистический анализ художе- ственного текста // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М. : Флинта ; Наука. 2006. С. 195–204. Котович М.И. Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов IX Меж- дунар. науч. практ. конф. (Минск, 25 ноября 2015 г.) : в 6 ч. Минск : БГУ, 2015. Ч. 5. С. 64–68 Хализев В. Е. Теория литературы : учеб. М. : Высш. школа, 2000. 398 с. Чернец Л. В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины : учеб. пособие. М. : Высш. шк. ; Академия, 1999. 556 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=