ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 17

21 даваться манипуляциям. Развитие этических норм и законодательства в этой сфере является необходимым условием для здорового развития рекламного рынка и защиты прав потребителей. Литература Каплан В.А. Язык рекламы // Юный ученый. 2020. № 5 (35). С. 1–3. Розенталь Д. Э. Язык рекламных текстов : учеб. пособие. М. : МГУ, 1981. C. 13–25. Филиппова М. А. Языковая специфика рекламного дискурса // Молодой ученый. 2016. № 28 (132). С. 1033–1036. Т. В. Сафонова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) К истории становления делового стиля (XI–XVIII вв.) Аннотация. В статье освещаются основные этапы становления делового письма в период с XI по XVIII века. Отмечаются знаковые для данного периода про- цессы изменения лексического, фразеологического и грамматического строя языко- вой системы, существенным образом сказавшиеся на формировании делового стиля. Ключевые слова: деловая письменность, деловой документ, стиль, жанры. Под древнерусским литературным языком понимается язык, дошедший до нас как в древнейших рукописях XI—XII вв., так и в позднейших списках. Данный язык использовался во всех сферах жизни государства в эпоху Киев- ской Руси (XI – сер. XIII вв.) и в период феодальной раздробленности. Анализ языка памятников письменности древнерусской эпохи показывает их смешан- ный характер, что позволяет А. И. Ефимову говорить о существовании двух стилей в литературном языке древней Руси – светском и церковно-богослу- жебном. В составе первого выделялся и документально-юридический стиль (Ефимов 1961: 36–38). Сфера деловых взаимоотношений сформировалась у восточных славян задолго до возникновения письменности. Существуют предположения, что свод русских законов, зафиксированных в «Русской правде», сначала функци- онировал в устной форме и получил письменное оформление в XI веке. Также «деловые документы» Киевской Руси, дошедшие до нас, представлены в «По- вести временных лет». Деловая письменность данного периода представлена разнообразными жанрами ( грамоты , свод законов, крестное целование, урок). Общие черты языка деловой письменности: точность изложения; стандартные формулы; лексика имущественных и правовых отношений; преобладание древнерусских единиц; сложные предложения с причинно-следственными отношениями.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=