ДОКУМЕНТ КАК ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ. ВЫП. 17

17 и осознанности роли букв и звуков в русском языке. А ведь как важно донести до детей, что названные звуковые различия играют большую смысловую роль. Изменение, наличие или отсутствие всего лишь одного графического знака ме- няет полностью значение слова (ком-лом, семя-семья, спор-спорь). Каким бы тяжелым нам не казался процесс обучения одновременно 30-35 учащихся, необходимо изыскивать возможности и убедиться, что каждый ребенок пони- мает, а не угадывает ту или иную характеристику звуков. Предлагаем наибо- лее удобно структурированную для восприятия таблицу. Каждый ребенок к концу 4 класса должен знать количество букв в рус- ском алфавите, количество гласных и согласных, должен уметь: 1) различать звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные при произно- шении; 2) осознанно различать парные и непарные звуки; 3) находить в слове нужный согласный и правильно произносить его от- дельно от слова; 4) осознанно расставлять ударение в словах; 5) сравнивать звуковой состав близких по звучанию слов и определять их значение (род и рот); 6) различать ударные и безударные гласные и произносить их в соответ- ствии с литературными нормами русского языка; 7) делить слова на слоги; 8) называть условия, при которых буквы Е, Ё, Ю, Я дают 2 звука; 9) называть буквы, которые не имеют звука; 10) выполнять звукобуквенный (фонетический) разбор слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв. О последнем пункте подробнее. Считаем, что фонетический разбор начи- ная с 3 класса, должен выполняться полностью, без каких-либо сокращений. Пусть это будут слова из трех-четырех букв, но, характеризуя звуки по всем

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=