Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 94 как существа, наделенного интеллектом, эмоциями, мотивацией, моралью, спосо- бами познания, идентичным человеческим [там же]. Иное отношение к НС проявляется в восприятии их как инструмента для выполнения каких-либо задач, т. е. с позиций «инструментальности». Этот тер- мин образован от слова «инструмент», «в самом обобщенном виде означающего средство, служащее для достижения какой-либо определенной цели» [4]. Таким образом, НС не приписываются человеческие качества, она используется и вос- принимается так же, как и любой другой привычный для людей инструмент. Противопоставление «эффекта Элизы» и «инструментальности» продемон- стрировали участники проведенного анкетирования (см. рис. 3а и 3б). Отметим, что все категории участников опроса воспринимают НС преимущественно как инструмент, однако есть и черты восприятия НС как живого собеседника. При- знаки инструментального восприятия включают обращение на «ты» или, чаще, безличное, отсутствие споров, исправление промпта при неудачном ответе НС, отсутствие благодарности за ответ, игнорирование правил начала и завершения диалога. Обращение на «ты», «Вы» или по имени (названию НС), желании спо- рить с НС, если сгенерированный ответ не устраивает или противоречит факти- ческим знаниям, опыту и картине мира пользователя, использование принятых в человеческом общении этикетных формул, начала и завершения диалога, бла- годарность за ответ, характерны для антропоморфизации нейросетей, т. е. явля- ются проявлениями «эффекта Элизы». 3а

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=