Университет XXI века: научное измерение

Английская филология и методика преподавания 91 И. В. Игнатова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ ОБ АНТРОПОМОРФИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКОМ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (на основе анкетирования старшеклассников, студентов и преподавателей педвуза) Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетирования школьников, сту- дентов и преподавателей педвуза относительно их отношения к генеративному искусствен- ному интеллекту и особенностей восприятия ими нейросетей. Ключевые слова: анкетирование, генеративный искусственный интеллект, нейросеть, практика применения нейросетей, отношение, инструментальность, «эффект Элизы». Современный мир технологий развивается очень быстро. Кажется, что со- всем недавно мы жили без интернета, электронной почты, социальных сетей, мессенджеров, платформ видеоконференцсвязи и видео-хостингов. Сегодня же мир шагнул во вселенную искусственного интеллекта. Однако, искусственный интеллект начал развиваться усилиями ученых еще с середины прошлого века, но особенных прорывов не было. Были даже времена, названные «зимой искус- ственного интеллекта» (1960–70 гг.), когда исследования не только не проводи- лись, но и критиковались. В 2010-х гг. случился прорыв – была разработана тех- нология Deep Learning, и компьютеры стали учиться выполнять вполне челове- ческие задачи. Начиная с 2015-го года, события в области искусственного интел- лекта происходят очень быстро. В 2017 году появилась архитектура «трансфор- мер» и на ее основе стали разрабатываться многочисленные чат-боты [2; 3], столь популярные сегодня. На рисунке ниже отражены события в сфере развития ис- кусственного интеллекта, а именно, те их них, которые оказались самыми замет- ными для широкой аудитории (см. рис. 1). Система образования не может не реагировать на подобные изменения. Чтобы понять, как отреагировали люди, имеющее непосредственное отношение к системе образования (школьники, студенты и преподаватели) при помощи сервиса Яндекс формы было проведено анкетирование [5], включающие 30 вопросов относительно развития генеративного искусственного интеллекта (генИИ) и нейросетей (НС). В анкетировании приняли участие 40 респондентов, из них 9 школьников 10-го класса, 24 студента 4-го и 5-го курсов и 7 преподавателей факультета иностранных языков ТГПУ им. Л. Н. Толстого. При анализе ответов учитывалось, что некоторые студенты уже начали профессиональную деятельность в общеобразовательных учреждениях, соответственно, их опыт взаимодействия с НС имеет несколько иную окраску, а именно, применение НС для решения профессиональных, а не только учебных или развлекательных задач. В данной статье анализируются не все ответы на вопросы, включенные в анкетирование, а только те из них, которые касаются восприятия респондентами генеративного искусственного интеллекта.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=