Университет XXI века: научное измерение

Педагогика. Актуальные исследования 9 А. Ю. Егорова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИГРЫ И ИГРУШКИ В БУКВАРЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ СССР Аннотация. В статье представлен обзор игр и игрушек, изображенных в букварях для национальных школ СССР. Ключевые слова: игры, игрушки, национальный букварь, СССР. Игра является одной из форм активности человечества. Сложно представить де- ятельность ребенка без игры, а культурное существование без форм игровой деятель- ности. Игру следует воспринимать в качестве стихийного воспитательного инсти- тута. Ребенок в игре приобретает умения, знания и навыки общения, а также проис- ходит усвоение систем ценностей и развитие механизмов творческого сознания. Игрой интересовались еще с античности. Платон под детской игрой пони- мал подражание действительности взрослых, поэтому ее надо развивать и под- держивать [5]. Игра в детстве человека оказывает в дальнейшем огромное влияние на фор- мирование его личности. Развивающая игра формирует познавательную деятель- ность человека, дидактическая игра способствует его сенсорному развитию, по- движные игры побуждают человека к активности и учат его подчиняться опре- деленным правилам. Так, в национальных букварях 40–50-х гг. изображение детских игр пред- ставлено интернационально. Дети играют в мяч, шашки, запускают воздушного змея. Из армянского букваря мы узнаем, что «Папа купил Маро шашки. Маро рада, и Лида рада. Маро и Лида долго играли» [1; С. 25] (Рис. 1). Обратим вни- мание на кросс-национальные пары играющих вместе детей. Рис. 1. Бектабекян Л. П. Букварь для 2 и 3 классов нерусских школ. Ереван, 1940. С. 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=