Университет XXI века: научное измерение

Английская филология и методика преподавания 89 Е. А. Вишнякова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Аннотация. Обучение фонетической стороне иноязычной речи неразрывно связано с аутентичными материалами, которые помогают правильно осваивать данный иноязычный навык. На данный момент технологии ИИ помогают в развитии данного навыка, помогая кор- ректно распознавать и генерировать языковой контент. Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), иноязычный фонетический навык, чат-бот, обучение, иностранный язык. В России обучение английскому языку начинается со второго класса. Со- гласно требованиям примерной образовательной программы по иностранному языку обучающиеся в школах должны овладеть фонетическими нормативными языковыми средствами. В первую очередь развиваются базовые языковые навыки, одним из которых является именно фонетический навык. Фонетические навыки состоят из слухо-произносительных, которые определяются как правиль- ное произнесение звуков в речи, и ритмико-интонационных навыков, определить которые можно как навыки правильного интонационно и ритмически оформле- ния речи. По мнению методистов А. Н. Щукин и Г. М. Фролова, «сформированность фонетических навыков является одним из условий эффективного процесса уст- ной и письменной коммуникации» [2]. По мнению исследователей, обязатель- ным условием общения являются владение звуковым строем языка, а также пра- вильным произношением слов. Адресат не поймет или будет понимать с боль- шим трудом обращенную к нему речь, если адресант нарушает произноситель- ные нормы и не владеет произносительными навыками. Особенно это касается иностранных языков, которые структурированы иначе, чем родной язык. Проект «Цифровая образовательная среда», который запустили в России в 2019 году, является одной из важнейших инициатив в этой сфере образователь- ной политики. Целью данного проекта является оснащение образовательных учреждений современными информационными и коммуникационными техноло- гиями, а также обеспечение доступа к цифровым образовательным ресурсам и способствовать активному внедрению ИКТ в учебный процесс. Не сегодняшний день в образовательном процессе, в том числе и при обу- чении разным аспектам иностранного языка, широко используется искусствен- ный интеллект (ИИ), который также становится неотъемлемой частью всех сфер человеческой жизни. ИИ расширяет возможности и упрощает жизнь учителям, учащимся, родителям и всем заинтересованным лицам, если мы говорим о про- цессе обучения. Исследователь С. Дагген считает, что «в образовательном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=