Университет XXI века: научное измерение

Переводоведение и межкультурная коммуникация 73 А. А. Федотова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОДГОТОВКУ БАКАЛАВРОВ-ЛИНГВИСТОВ В ВУЗАХ ЯЗЫКОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Аннотация. В данной статье рассматривается ряд проблем, связанных с процессом циф- ровизации образовательной среды, в контексте подготовки бакалавров-лингвистов в высших учебных заведениях языковой направленности. Ключевые слова: цифровой мир, цифровизация, виды перевода, автоматизированный перевод, цифровые инструменты, образовательный процесс, цифровая образовательная среда. В XXI веке все человечество живет в настоящем «цифровом мире», где все сферы нашего существования связаны с внедрение и использованием цифровых технологий. Изначально, появление компьютеров было направлено на решение определенных технологических задач, но со временем их воздействие распро- странилось на все социальные аспекты жизни человека, в результате чего люди стали зависимы от «компьютерного разума», «подчинив» ему все области своей деятельности [1, с. 223]. Такая «зависимость» сделала возможным переход от процесса компьютеризации к процессу цифровизации человечества. Цифровизация стала символом прогресса, олицетворяющим стремление к по- вышению эффективности во всех сферах общественной жизни. Она формирует но- вый тип культуры, который обеспечивает всеобщий доступ к цифровым техноло- гиям и их проникновению в социальную систему и все аспекты общественных от- ношений. Одному из существенных воздействий подверглась система образования. Здесь можно отметить ряд положительных факторов, это интерактивность процесса обучения и полноценная академическая вовлеченность и мотивация студентов. Например, технопарки, виртуальные лаборатории и пространства на территории университетов, цифровые библиотеки (ЭБС «Университетская биб- лиотека онлайн», ЭБС Лань и др.) и онлайн-курсы обеспечивают студентов не- обходимыми ресурсами и материалами, которые могут быть доступны в любое время и с любого носителя. Цифровые инструменты дают возможность адапти- ровать учебные материалы под индивидуальные потребности студентов, а также быть доступными для студентов с ОВЗ. Проблемы могут создать финансовые и технические барьеры, потому что, например, региональные ВУЗы имеют ограниченный доступ к необходимым технологическим ресурсам и инфраструктуре, что создает определенное нера- венство в доступе к образовательным возможностям. При переходе на цифровые формы обучения может снижаться уровень личного общения между студентами и преподавателями, что важно для развития коммуникативных навыков, это было особенно очевидно в период дистанционного обучения во период панде- мии COVID-19 в 2020–2021 годах.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=