Университет XXI века: научное измерение

Переводоведение и межкультурная коммуникация 69 А. А. Федотова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЖАНРОВЫЕ И КОГНИТИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ «ЮЖНОЙ ГОТИКИ» НА ПРИМЕРЕ РОМАНА ДЖОНА БЕРЕНДТА «ПОЛНОЧЬ В САДУ ДОБРА И ЗЛА» Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые жанровые и когнитивно-сти- листические особенности литературы жанра «южная готика» на примере документального ро- мана Джона Берендта «Полночь в саду добра и зла». Ключевые слова: жанр, готика, документальный роман, когнитивная стилистика, фреймы, пространственно-временная структура, выдвижение. Роман Джона Берендта «Полночь в саду добра и зла» («Midnight in the Garden of Good and Evil», 1994) представляет собой яркий пример литературы в жанре non-fiction, уникальный синтез документального и художественного по- вествования. Данный литературный жанр появился во второй половине 20 века и представлял собой изложение реальных, исторически значимых событий сред- ствами художественной литературы – с использованием диалогов, описаний, напряженного развития сюжета и др. [1]. Сейчас различие между документаль- ной и художественной литературой становится всё более размытым, потому что романы часто основаны на реальных историях, а реальные истории могут быть написаны как романы [2]. Этот дебютный роман, с тиражом 25 000 экземпляров, стал бестселлером по версии «Нью-Йорк Таймс» на 216 недель после выхода и до сих пор остаётся са- мым «долгоиграющим бестселлером» [3]. Также он входит в десятку лучших про- изведений литературного направления «южная готика». Этот термин появился в литературоведении благодаря американской писательнице и лауреату Пулитце- ровской премии Элен Глазго в 1935 году [4, c. 80]. В основе жанра лежит художе- ственное осмысление исторической и культурной специфики южных штатов США, в частности травматичного опыта рабства, поражения сторонников Конфе- дерации в Гражданской войне, института расовой сегрегации, религиозного фун- даментализма и хронической социально-экономической нестабильности [5]. Ключевой чертой «южной готики» является трагическое мироощущение, сконцентрированное на изучении темной стороны человеческой природы, а также частое использование художественного приема «шоковой терапии» – резких эмоциональных и моральных потрясений, вызываемых у читателя по- средством гротеска, мрачной символики и фантастических или абсурдных ситу- аций [6]. События произведений, как правило, разворачивается на фоне упадка, физического и духовного разложения его персонажей. «Южная готика» результат «литературной рефлексии» над исторической виной американцев и утратой прошлых ценностей. Более ранняя литература аме- риканского Юга стремилась оплакивать падение Конфедерации и сохранять

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=