Университет XXI века: научное измерение

Русский язык и отечественная литература. Теория и практика изучения 37 Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ И РЕЦЕПЦИОННЫЕ ВЕКТОРЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ Л. Н. ТОЛСТОГО * 1 Аннотация. Исследование намечает пути изучения повестей Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» в контексте круга чтения писателя второй половины 1850-х гг. (включая журнальный), коммуникативных контактов (включая эпистолярные), а также в ре- цепционной перспективе (от первой публикации до настоящего времени). Ключевые слова: художественный текст, контекст, рецепция, Л. Н. Толстой, биографи- ческая трилогия . Несмотря на то, что ранние произведения Толстого, пожалуй, наименее ис- следованы в сравнении с другим его творчеством, биографическая трилогия за- нимает в этом ряду особое место. Она больше, чем что бы то ни было из напи- санного Толстым в 1850-х – начале 1860-х гг., привлекала внимание исследова- телей. Как правило, в фокус изучения попадали почти все аспекты художествен- ного мира повестей «Детство», «Отрочество», «Юность»: система образов, пси- хологизм подачи материала, особенности композиции, язык и стиль. Разумеется, автобиографический характер толстовской трилогии также давал повод к актив- ной исследовательской разработке прототипов и реальных жизненных аналогов, событий трилогии. В той или иной степени эти достижения толстоведения из- вестны широкой читающей публике. Однако развитие науки о творческом насле- дии Толстого в XXI в. связано с прокладыванием новых магистральных линий рассмотрения художественных текстов. Речь идет о целых исследовательских парадигмах, позволяющих увидеть произведения Толстого либо абсолютно в но- вом свете, либо в тех ракурсах, которые раньше были только намечены. К числу таких магистральных линий относятся контекстуальные и рецепционные век- торы. Нельзя сказать, что толстоведение, посвященное раннему периоду жизни и деятельности писателя, никогда в обозначенных направлениях не двигалось. Но движения эти были преимущественно фрагментарными, не получали систем- ного и последовательного освещения. На заре XXI в. Н.И. Бурнашева четко обо- значила, что «многие «белые пятна» в толстоведении очевидны и невероятны. Очевидны – потому что они лежат на поверхности, открыты всем толстоведам; и невероятны – потому что до сих пор они существуют, на них словно не обра- щают внимание, несмотря на их роль и значение в толстоведении» [1, с. 278]. К числу таких «белых пятен» Н.И. Бурнашева относит изучение читательских ин- тересов молодого писателя и систематический разбор круга человеческого обще- ния Толстого 1850-х – начала 1860-х гг. Действительно, книжный и журнальный контекст биографической трилогии Толстого изучен далеко не полностью. Хотя * Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 25-28-20226 «Кон- тексты биографической трилогии Л.Н. Толстого: XXI век», https://rscf.ru/project/25-28-20226/

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=