Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 36 значением: лексема « поглоти » в сочетании с обращением « Святое Пламя » озна- чает – «вобрать, заключить в себя», т. е. уничтожить («Большой толковый сло- варь» под общей редакцией Кузнецова С. А.); лексема « выжечь » в сочетании с инструментом «смолью» – означает «уничтожить, истребить огнём», лексема « цещи » – имеет конкретное значение «оскопить» и т. п. 3) Образ объекта действия заявлен в высказываниях: « цещи Русь » где лек- сическим репрезентом объекта действия является лексема «Русь» ( оскопить Русь ); « сгинь с земли гнилой Исус », где объектом действия является центральная личность христианства, Сын Божий, Иисус Христос; « Рясы в пламя!!! » (объект призыва – служители церкви (наблюдается метонимический перенос по смежно- сти: ряса – часть облачения духовенства)); « Смолью выжечь веру срамну… » (объект действия – христианская вера). 4) Образ адресата в успешном призыве всегда равен адресату речи – декла- рированному или фактическому. В приведенных текстах конкретность не опре- делена, из контекста не ясно, кто или какая обобщённая группа людей под «мы» подразумевается. Из прагматических признаков коммуникативного события (текст песни, содержащихся в открытом доступе в информационно-телекомму- никационной сети "Интернет") следует, что адресат текстов – это широкая ауди- тория пользователей, некий обобщенный, неконкретный образ аудитории анти- христианской, мифолого-языческой направленности. Таким образом, представленные для анализа тексты песен в совокупности характеризуются следующей моделью реализации: Вербальный императив ( присутствует , выражен) Образ способа совершения действия ( присутствует , конкретно выражен) Образ объекта действия ( присутствует , обозначен и назван) Образ адресата ( не выражен , однако выводится из прагматики речевого акта). Согласно типологии М. А. Осадчего, представленные для анализа материалы можно характеризовать как открытый сильный действенно-объектный призыв. Призыв осуществляется по отношению к России (являющейся преемницей Руси), а также к христианской вере, религии как таковой и служителям ее церкви как социального института, так как предполагает совершение насильственных действий уничтожающего характера. Таким образом, текст песни «Рясы в пламя» воплощает языковую стратегию призыва к экстремистской деятельности. Литература 1. Волкова А. Е. Побудительность как грамматическое и функционально- семантическое явление // Вестн. ВолГУ. Сер. 2. Языкознание. 2010. № 1–11. URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 25.06.2025). 2. Осадчий М. А. Судебно-лингвистическая параметризация экстремист- ского призыва // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 11(19). URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 25.06.2025).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=