Университет XXI века: научное измерение

Философия, культурология, этика в современном мире 307 массовой культуры, рассматривала эстрадную музыку сквозь призму социально- политических процессов, происходивших в стране, дала четкие определения му- зыкально-жанрового генезиса шлягеров [13, 14]. Также отметим работы Юрия Самуиловича Дружкина, культуролога, музыковеда, который в своей моногра- фии рассматривает песню как особое социально-культурное действие [4]. Необходимо отметить публикации исследователя российской популярной музыки, культуролога Дарью Александровну Журкову, которая осуществила масштабное исследование советской и российской популярной музыки конца XX века, подвергла критике распространенное пренебрежительное отношение к эстраде в академической среде, показывая, как развлекательная музыка стано- вится барометром социальных и политических настроений, изучаемой эпохи, уделяет особое внимание эстетическому анализу поп-музыки, исследует но- стальгическое переосмысление наследия перестроечной культуры в поп-музыке последних десятилетий [5]. Из зарубежных авторов отметим Джона Сибрука, в книге «Машина песен. Внутри фабрики хитов» он исследует феномен популярной музыки, ее влияние на социум, разбирает схему создания популярной песни, которая становится хи- том [9]. Для анализа содержания текстов песен, и выявления интертекстуальных свя- зей оригиналов и кавер-версий музыкальных произведений будем опираться на фундаментальные работы, посвященные семиотическим исследованиям и интер- текстуальности таких ученых как Юлия Кристева, Михаил Михайлоич Бахтин, Ролан Барт. Из современных исследований отметим публикации Виталия Алек- сандровича Гаврикова, который описывает интермедиальный ("синтетический") ракурс песенной поэзии. Екатерины Борисовны Костюк, которая предлагает кон- цепцию семиосферы массовой музыкальной культуры XX века, охватывающую вербальные и невербальные, кинестетические знаки, и представляющую собой мощную систему многопланового общения субъектов коммуникационного про- цесса в условиях современной постиндустриальной культуры. Также на волне изучения песенной поэзии появляются филологические исследования, скрупу- лезно анализирующие слова песен, например, диссертация Татьяны Алексан- дровны Григорьевой «Стереотипность шлягера как текста массовой культуры». В нашей работе мы рассматриваем исследования и статьи, посвященные фе- номену ностальгии и созданию кавер-версий музыкальных произведений. В научных статьях авторы дают определения каверам, ремейкам, ресайклингу популярной культуры, описывают такое явление как трибьют и трибьют-альбом, приводят типологии и функции кавер-версий музыкальных композиций, затра- гивают причины создания изучаемых художественных произведений. При достаточно обширном массиве литературы, посвященной массовой эст- радной музыке советского периода, которая является предшественницей совре- менной российской поп-музыки, наблюдается провал в изучении последней. А тем более, мало изученным является феномен кавер-версий песен, созданных в промежутке между 2000-м и 2010-м годами, которые становятся востребованы в обществе на протяжении последних нескольких лет, и в своем исследовании мы предпримем попытку научного осмысления данного явления, его лавинообразного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=