Университет XXI века: научное измерение

Философия, культурология, этика в современном мире 305 К. И. Смирнова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КАВЕР-ВЕРСИИ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОП-ПЕСЕН 2000-х ГОДОВ Аннотация. В статье приводится анализ основных источников по проблеме популярной музыки, предпринимается попытка описания современного культурного феномена кавер-вер- сии отечественных музыкальных композиций, создание которых вдохновлено оригинальными версиями песен, созданными в начале XXI века. А также указан задел для дальнейшего иссле- дования. Ключевые слова: популярная музыка, кавер-версия песни, кавер, ремейк. Изучение популярной музыки на современном этапе является востребованной темой для научных исследований. К сожалению, до сих пор среди современных уче- ных часто встречается фактор отрицательного отношения к научному исследованию поп-музыки. Он основывается на концепции просветительско-гуманистического по- тенциала любого искусства, в свете которого современная популярная музыка вы- глядит искусством «второго сорта», а то и вовсе «антиискусством», не заслуживаю- щим исследовательского внимания [6]. На наш взгляд, изучение феномена современ- ной музыки позволит составить более полное представление о настроениях в обще- стве в тот или иной период, о «героях» соответствующего времени. Современные исследователи, занимающиеся популярной музыкой, выводят следующую закономерность: чем примитивнее (с художественной точки зрения) выглядит музыкальная композиция, тем сложнее добраться до ее сути. Суще- ствует масса популярных песен, казалось бы, ни о чем, но почему-то именно они становятся хитами, перепеваются, порождают серию мемов, словом активно включаются в символический оборот современности. Задача исследователя за- ключается в том, чтобы попытаться разобраться, как эти песни отражают устрем- ления и ценности своей эпохи и конкретного (со)общества [5]. Эта мысль подводит нас к недавно появившемуся явлению, которое заклю- чается в создании огромного количества кавер-версий на песни, которые были выпущены в начале 2000-х годов. При этом кавер-версии популярных песен, остаются малоизученным феноменом. Распространенность и популярность дан- ного явления в последние несколько лет становится одной из причин актуально- сти его научного изучения и осмысления. Также, здесь, нельзя не отметить, воз- росшую популярность передач на телевидении и в интернете по созданию каве- ров, есть форматы обмена хитами артистов молодого и старшего поколения, существуют студийные шоу, в которых артисты представляют известные компо- зиции в новом прочтении в он-лайн формате или в записи. Необходимо сказать, что каверы в поп-музыке довольно часто воспринимают «свысока», по умолча- нию определяя данный феномен в художественном (эстетическом) отношении как вторичный. И в целом приставка «поп» обладает слегка негативной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=