Университет XXI века: научное измерение

Философия, культурология, этика в современном мире 303 Для эпохи постмодерна характерным стало смешение жанров: визуальный и звуковой нарративы теперь не совпадали, а зачастую могли осознанно противо- стоять друг другу. 1960-е гг. в Америке стали эрой «психоделической револю- ции». Искания всего «запретного и запредельного», стремление к «измененному сознанию» проявились в литературе (Олдос Хаксли, Тимоти Лири, Том Вулф и др.) и музыке (Джими Хендрикс, Роджер Уотерс , Джим Моррисон и др.). Звуко- вой ряд военных фильмов, снятых в США, активно отозвался на эту тенденцию. Так, в музыке фильма M*A*S*H* (1970, реж. Р. Олтмен) ярко отразилось сочетание комедии абсурда с военной драмой. Одна из ключевых тем фильма написана Джонни Менделом, ее мелодика вступает в противоречие с провокаци- онным содержанием – «Суицид это не больно». Эта композиция открывает фильм: в госпиталь на вертолетах привозят раненных с поля боя. Режиссером использован прием гротеска – сочетание несочетаемого. В «Охотнике на оленей» (1978, реж. М. Чимино) оригинальная музыка Стенли Майерса подчинена общему действию. В этом фильме в основном ис- пользован недиегитический звук: он не существует для героев, музыку слышат только зрители. В основном это фон важных психологических сцен, музыка не является самостоятельным «героем» картины, но гармонично дополняет визу- альный ряд, являясь эмоциональной канвой происходящего. Саундтрек этого фильма не принадлежит эпохе 1970-х гг. «Апокалипсис сегодня» (1979, реж. Ф. Коппола) противоположен в музы- кальном отношении. В нем, как и во многих «вьетнамских» фильмах 1970-х гг., звучит рок-н-ролл – символ антимилитаризма и личной свободы. В отличие от «Охотника на оленей» музыка не просто сопровождает действие, она является полноправным «персонажем» картины. В фильме использованы отрывки из хи- тов: «Let the Good Times Roll» Леонарда Ли, «Surfin' Safari» группы The Beach Boys, «Susie Q» Дэйла Хокинса в исполнении Flash Cadillac, «(I Can’t Get No) Satisfaction» The Rolling Stones. Визитными карточками фильма являются ком- позиции «The End» группы «The Doors» и «Полёт Валькирий» Р. Вагнера. «The End» в фильме звучит дважды – в самом начале и во время эпизода с убийством Курца. Таким образом, эта композиция начинает и завершает картину, создает для нее символический фрейм. «Апокалипсис сегодня» – во многом «музыкаль- ный знак» поколения. Аудио-решения через обращение к «контр-культуре», эпатажу и злой иро- нии были использованы и в других антивоенных фильмах Голливуда. Так, в фильме «Взвод» (1986, реж. О. Стоун) лейтмотивом звучит «Адажио для струн- ных» С. Барбера, которое часто исполняется в США во время официальных тра- урных церемоний (объявления о смерти Ф. Рузвельта и Д. Кеннеди, похороны А. Эйнштейна и др.). Настоящий «сборник» рок-н-ролла – фильм «Доброе утро, Вьетнам!» (1987, реж. Б. Левинсон). Новый диск-жокей радиостанции в Сайгоне предлагает сол- датам то, что они хотят слышать: его лозунг – долой классику, даёшь The Beach Boys. В фильме использован тот же прием противопоставления: изображение солдат, танцующих под хит Джеймса Брауна «I feel good», перемежается показом тяжёлой артиллерии, вертолетов и патрульных катеров. Отношение к войне

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=