Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 302 М. И. Ромашин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КОММЕМОРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ЗВУКОВОГО РЯДА АМЕРИКАНСКОГО ВОЕННОГО КИНО Аннотация. На примере американских фильмов о локальных военных конфликтах вто- рой половины XX в. рассмотрен музыкальный ряд картин как средство репрезентации исто- рической памяти, маркер динамики отношения общества к событиям прошлого. Ключевые слова: военный конфликт, США, историческая память, коммеморация, воен- ное кино, звуковой ряд. Европейские, американские, российские исследователи сегодня часто со- средотачивают свое внимание на технологических аспектах восприятия, хране- ния и передачи исторического знания [1–4]. Сегодня огромное количество ин- формации человек получает через медиа, которые в этом контексте выступают как средство коммеморации, способствуя формированию представлений о дав- нем или недавнем прошлом. Военное игровое кино как коммеморативный актор реализует подобные функции не только через сюжет и систему персонажей, но и с помощью художе- ственных средств: речевых характеристик и стилей, техник монтажа, цветовой гаммы, декораций, реквизита и т. п. Важным компонентом в этом ряду является звук: музыкальные темы, шумовые эффекты, соотношение аудио и визуального ряда и др. В пространстве исторического фильма у музыкального ряда две взаи- модополняющие функции. Во-первых, он обозначает и задает хронологические рамки, погружая зрителя в звучание эпохи. Во-вторых, обеспечивает эмоцио- нальное взаимодействие со зрителем: создает настроение, характеризует персо- нажи, маркирует смену места и времени, подсказывает интерпретацию событий, помогает «переводу» увиденного на язык эмоций. В теории кино выделяют диегитический и недиегитический звук. Первый – то, что слышат персонажи в кадре (речь, музыку из проигрывателя, взрывы и т. д.); второй слышен только зрителю. Комбинация типов звучания и реализа- ция обозначенных функций позволяет авторам фильма сконструировать и «пред- ложить» зрителю систему отношения к историческим событиям, представлен- ным на экране. Проиллюстрируем вышесказанное на примере американских кинофильмов о локальных военных конфликтах второй половины XX в. Большинство фильмов 1950 – начала 1960-х гг., посвященных Корейской и Вьетнамской войнам, с точки зрения звука были выстроены весьма традици- онно: их визуальный и музыкальный ряды были идентичны по настроению и смыслу, дополняли и усиливали друг друга. Марши сопровождали массовые батальные сцены, трагические темы – гибель героев, лирические композиции – отношения любви и тесной дружбы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=