Университет XXI века: научное измерение

Философия, культурология, этика в современном мире 299 Ю. В. Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ЗЕРКАЛА В ТВОРЧЕСТВЕ Х. Л. БОРХЕСА Аннотация. В произведениях аргентинского писателя Х. Л. Борхеса особое место уде- лялось образу зеркала; цель статьи – рассмотрение философского смысла этого символа в кон- тексте творчества Борхеса. В статье показано, что в образе зеркал Борхесом были зашифро- ваны отсылки к философии платонизма и неоплатонизма, которые связывают идею отражения и «отражения отражений» с философской теорией циклического времени и идеей бессмертия. Ключевые слова: творчество Х. Л. Борхеса; зеркало; циклическое время; платонизм и неоплатонизм; бессмертие. Зеркало в современной культуре представляется как символ экрана, в кото- ром человек видит самого себя, и в котором отражается образ эпохи. Символизм зеркала прочно вошел в культуру цифрового общества, причем отражение в зер- кале выступает не в качестве правдивого отображения, а в качестве иллюзии су- щего. Зеркало использовалось в творчестве аргентинского писателя Х. Л. Бор- хеса как символ, имеющий глубокий философский смысл. Понимание философ- ских идей, зашифрованных одним из самых эрудированных писателей 20-го века в образе зеркала, поможет понять глубокий символизм зеркала в культуре циф- рового общества. По мнению некоторых исследователей творчества Борхеса, зеркало явля- ется наиболее используемым символом в его стихах и прозе [3], где предстает и как отражение сущего, и как отражение отражений. В этом смысле, исследо- ватели Борхеса проводят параллель с философией Платона (где мир вещей был бледным отражением мира идей), и Плотина, с различными вариантами бытия в бытии. Такой подход достаточно очевиден, поэтому, как замечает Э. Мар- тинес Миллан, Платон и Плотин часто использовались писателем для эстети- ческого наполнения философии его произведений [4]. В образе зеркала была скрыта идея циклического времени, которая стала матрицей для многих сюже- тов писателя. Концепция циклического времени и символизм зеркала связаны у Борхеса через идею бессмертия. Исследователь творчества Борхеса, М. Таккони, обра- щает внимание на связь циклического времени, зеркала и лабиринта в его произ- ведениях: ««циклическое время или миф о вечном возвращении – это четкая кон- цепция времени, истории человека и истории космоса… В творчестве Борхеса лабиринт символизирует Вселенную, построенную согласно строгим прави- лам… Наконец, зеркала в контексте произведений Борхеса, символизируют во- просы, порождаемые тайной» [5,68]. По замечанию И. М. Петровского, нет оче- видного философского источника, влиявшего на творчество поэта [1, 3]. Тем не менее, необходимо искать не столько источник, сколько идею, повлиявшую на мировоззрение Борхеса и объединявшую философию тех мыслителей, на основе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=