Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 298 отдельности, а общий вид, не виды, а род, не роды, а Бог» [1]. Таким образом, по мнению Борхеса, современная ему культура является порождением номинализма, что ведет к забвению общих, универсальных понятий, их смешению, смещению границ – жизни и смерти, времени, добра и зла. Понятие современной цифровой культуры Культура цифрового общества, находится на стадии формирования, что придает ей неопределенность и неустойчивость, формируя различные риски эк- зистенциального, морального, антропологического характера и, в целом, отно- сится к неклассическому типу культуры, который характеризуется непостоян- ством нравственных и эстетических ценностей, способностью к трансформации и обновлению, переосмыслением культурных универсалий. Таким образом, циф- ровая культура порождает ряд аксиологических, нравственных и экзистенциаль- ных проблем. Противостояние реализма и номинализма и культура цифрового общества Следуя логике Борхеса, культура цифрового общества – это порождение постмодернизма, который Борхес характеризовал как эпоху победившего номи- нализма. Доказательством этому служат следующие особенности культуры циф- рового общества: – размывание универсальных представлений о добре и зле, времени и смерти, чему способствует расширение индустрии виртуальных развлечений, погружение в виртуальную реальность, расширение виртуальной коммуникации (смерть обратима, добро и зло условны, поскольку есть условное цифровое бес- смертие; временные рамки условны). – индивидуализм становится более важным, чем универсальные представ- ления о человечестве, идее, Боге; этот процесс начинается уже в эпоху Просве- щения, и достигает апогея в современной цифровой культуре, когда прежние универсальные добродетели самопожертвования, героизма, сострадания конкре- тизируются в современные добродетели «знания меры любви к себе» – эмпатич- ности, здорового эгоизма, здравомыслящей смелости – носящие оттенок аристо- телевских добродетелей, которые понимались как знание блага. По мнению Борхеса, погружение в номинализм – неизбежный процесс, кото- рый необходимо признать и осмыслить. Для современного общества важно опре- делить границы этого процесса, что поможет предостеречь наших современников от рисков забвения морали и времени, о которых предупреждал Х.Л. Борхес. Литература 1. Борхес Х. Л. Новые расследования. М. : АСТ, 2015. 2. Борхес Х. Л. Проза разных лет : сб. ; пер. с исп.; сост. и предисл. И. Тер- терян ; комм. Б. Дубина. М. : Радуга, 1989. С. 8–20. 3.Martínez Millán, Hernán. El Platón de Borges / Variaciones Borges. Vol. 28. 2009. P. 163–186. URL: https://www.borges.pitt.edu/sites/default/files/10% 20Martinez%20Millan.pdf (дата обращения: 25.06.2025).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=