Университет XXI века: научное измерение

Философия, культурология, этика в современном мире 297 Ю. В. Назарова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКОЙ ПРОЗЫ Х. Л. БОРХЕСА Аннотация. В статье через призму философской прозы аргентинского писателя Х. Л. Борхеса проводится анализ особенностей современной цифровой культуры. Показано, что Борхес разделял все философские концепции на принадлежащие либо реализму, либо но- минализму, что в конечном итоге определяло основные концепты культурных эпох, такие, как время, смерть, добро и зло. Современная цифровая культура, рассмотренная в аспекте этой идеи, предстает как феномен новых экзистенциальных и моральных смыслов, характеризуе- мый «забвением времени». Ключевые слова: философская проза Х. Л. Борхеса; реализм и номинализм; цифровая культура; забвение времени. Философские идеи Х. Л. Борхеса в современной отечественной и зарубеж- ной литературе рассматривались, в основном, в контексте его художественных произведений, однако очевидно, что даже поверхностная реконструкция этих идей описывает картину достаточно четкой философской системы, отличаю- щейся следующими особенностями: – философские представления о современной культуре как о культуре но- минализма; – философское обоснования позиции писателя как «свидетеля», «скрип- тора», характерное для постмодернисткой философии; – философский символизм литературных произведений [2]; – особой подход к интерпретации философии истории, заключающийся в повторяющейся в его произведениях теории циклического времени; – связь эстетики и онтологии (онтологические вопросы эстетически оформ- ляют произведения Борхеса) [3]. В данной статье мы рассмотрим особенности цифровой культуры с позиций разделения Борхесом философских концепций на реализм и номинализм. Реализм и номинализм и философские взгляды писателя Номинализм и реализм, как два философских течения, оформляются в эпоху Средневековья, выступая как своеобразное эхо полемики Платона и Аристотеля об идеях и вещах, превращаясь в спор об универсалиях. В Новое время этот спор приобретает особый, экзистенциальный смысл, потому что универсалии конкре- тизируются в понятия времени, смерти, добра и зла. Борхес пишет: «…все люди рождаются последователями либо Аристотеля, либо Платона. Последние думают, что идеи реальны, первые, что они – обобщения. Вот почему для одних язык – всего лишь система произвольных символов, а для других – карта мироздания…Никто не называет себя номиналистом, поскольку других просто нет. И все же попробуем понять, что сутью для средневековья были не люди, а человечество, не каждый в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=