Университет XXI века: научное измерение

Философия, культурология, этика в современном мире 295 личных отношений, восприятие информации и когнитивные процессы лично- сти» [2]. В основе киберкультуры лежат следующие философские и антропологиче- ские основания: • принципы постмодернизма , такие как плюрализм мировоззрений, децен- трация, фрагментарность, игра, виртуализация [См. подробно: 3]; • идеологии хакеров, кибербанков и киберхиппи , которые постулировали сво- бодный доступ к информации, компьютерам и программному обеспечению; об- мену знаниями; обеспечение приватности и свободы индивидуума в сети; разви- тие технологий, создание искусственного интеллекта и его этическое осмысле- ние; возможности использования компьютеров для создания произведений ис- кусства; взаимодействие человеческого и технологического, влекущее за собой осмысление природы и сущности человека, человеческой свободы, телесности, идентичности, смысла жизни и места во Вселенной; идеи коллективной кибер- социализации и др.; • концепция сетевого либертарианства, связанная с идеями индивидуа- лизма, свободы слова и доступа к информации, сетевого самоуправления на ос- нове этических норм, что нашло отражение в «Декларации независимости кибер- пространства» Джона Перри Барлоу (1996 г.), а также делающая акцент на «мак- симальном ограничении вмешательства государства в процесс циркуляции ин- формационных потоков» [4]; • идеи трансгуманизма, заключающиеся в философском, этическом, антро- пологическом и технологическом осмыслении совершенствования природы чело- века, улучшения его умственных и физических возможностей, включая вопросы о природе разума, загрузки сознания в цифровую среду и достижения цифрового бессмертия, сохранения идентичности и человеческого «Я», «свободы человека в выборе морфологических форм эволюционного развития: киборга, сверхчело- века, постчеловека» [5, c. 50] посредством внедрения искусственного интеллекта и нанотехнологий, генной инженерии, крионики, клонирования и т.д.; • идеи технологического детерминизма , которые усматривают в развитии технологий причину культурных и социальных изменений в обществе, акценти- руют внимание на демонстрации социокультурных и антропологических эффек- тов различных технологий; анализируют механизмы ценностного аспекта техно- логической детерминации. Сформированный впоследствии технократически ориентированный фило- софский дискурс [5, c. 50], представленный в работах Р. Гира, Д. В. Галкина, связан с анализом основных феноменов киберкультуры (компьютер, программное обес- печение, интернет, видеоигры, системы виртуальной реальности и др.) и предпо- сылок ее становления, основанный «на принципах технологического детерми- низма, трансгуманизма, постструктурализма и медиа-археологии» [5, c. 50]. Таким образом, мы рассмотрели философские и антропологические основа- ния киберкультуры, однако, данная тема достаточно обширна и требует дальней- шего исследования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=