Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 292 разработок вызывает одобрение группы и преподавателя, не исключающее так- тичной конструктивной критики, интерес к творческой деятельности становится устойчивым. Студенческой группе целесообразно показать несколько образцов нетради- ционных способов организации какого-либо этапа учебного занятия, в том числе разработки студентов предыдущих поколений. На мой взгляд, для этого как нельзя лучше подходит этап подведения студентов к самостоятельной формули- ровке темы предстоящего занятия, а также этап проверки усвоения студентами программного материала: текущее повторение ранее изученных тем или рубеж- ный контроль по окончании изучения важной темы или целого раздела про- граммы. После этого можно предложить студентам выбрать одну из правовых дисциплин, изучаемую в колледже, и самостоятельно спроектировать проведе- ние контроля знаний по одной из ее тем. Студенты со слабо развитыми творче- скими способностями обычно выбирают один из предложенных образцов и наполняют его новым содержанием. Студенты со средним уровнем творческих способностей вносят в предложенные способы новые интересные элементы. Студенты с развитыми творческими способностями проектируют методы и сред- ства контроля, которые не были показаны преподавателем. На следующем этапе значительная часть студентов группы начинает созда- вать свои оригинальные разработки фрагментов учебных занятий. «Нетворче- ских» студентов на этом этапе целесообразно объединить с «творческими», чтобы в совместной деятельности они смогли подняться на более высокий уро- вень деятельности. Очень важно, чтобы все разработки были предъявлены группе на аудитор- ных занятиях, и студенты, не являющиеся их авторами, смогли дать им свою оценку, отметить их достоинства, корректно указать на недостатки и предложить возможные пути совершенствования. При этом происходит полезный обмен иде- ями, которые в дальнейшем могут развиваться: дополняться новым содержа- нием, новыми элементами, новыми способами представления информации. К концу семестра, как показывает опыт, студенты, не обнаружившие в са- мом начале творческие способности, смогут создавать интересные методические разработки самостоятельно. В то же время творческие студенты поднимутся на новый для них уровень – будут проектировать оригинальные методические раз- работки, используя в том числе цифровые сервисы и инструменты, а также меж- предметные связи правовых дисциплин с другими дисциплинами учебного плана. Наиболее интересные разработки студентов подробно описаны в моей статье [1]. Следующим этапом развития творческих способностей и приобретения опыта творческой деятельности является педагогическая практика, во время ко- торой студенты создают и реализуют в учебном процессе свои замыслы и соби- рают эмпирический материал для своей выпускной квалификационной работы. Результаты творческой деятельности студентов часто становятся основой для подготовки содержательных докладов на научные конференции разного уровня и статей, опубликованных в сборниках материалов этих конференций. Сценарии со- зданных студентами деловых игр, предназначенных для проверки знаний

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=