Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 290 Т. А. Куликова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ Аннотация. В статье рассмотрены некоторые способы диагностики и оценки творче- ских способностей студентов – будущих педагогов профессионального обучения; кратко оха- рактеризованы этапы развития их творческих способностей в учебном процессе. Ключевые слова: способности, творческие способности, оценка творческих способно- стей, развитие творческих способностей. Выпускники нашего университета в процессе самостоятельной трудовой де- ятельности сталкиваются с разнообразными по содержанию и сложности зада- чами, которые требуют от них умения мыслить и действовать нестандартно. Для будущего педагога, обучающегося по направлению 44.03.04 Професси- ональное обучение (по отраслям) (направленность (профиль) Правоведение и правоохранительная деятельность), важнейшей сферой деятельности является подготовка специалистов для правоохранительных органов. Его педагогическая деятельность в организациях среднего профессионального образования вклю- чает преподавание базовых и профильных правовых дисциплин; обучение сту- дентов необходимым для работы навыкам; методическую работу, предусматри- вающую проектирование рабочих учебных программ преподаваемых дисци- плин, планирование учебных и внеурочных занятий разных типов и видов, со- здание методических материалов для их реализации; участие в научных иссле- дованиях, связанных с актуальными тенденциями развития правоохранительной системы и сферы образования. Перечисленные направления деятельности доступны выпускникам, облада- ющим развитыми творческими способностями и опытом, пусть и небольшим, творческой деятельности. Как известно, способности – это индивидуальные свойства личности, являю- щиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Творческие способности проявляются в умении человека принимать оригиналь- ные решения, генерировать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи. В научной и методической литературе выделены следующие критерии раз- вития творческих способностей человека: готовность мыслить нешаблонно; во- ображение и самостоятельность; стремление к творческой деятельности; умение выбирать методы, приемы и средства для решения поставленных типовых и не- стандартных задач. Чтобы помочь студентам формировать свои творческие способности, прежде всего необходимо оценить имеющийся у них уровень их развития. Для этого можно предложить студентам проанализировать одну из тех пе- дагогических ситуаций, с которыми сталкиваются преподаватели в своей про- фессиональной деятельности, например: «На занятии по правовой дисциплине
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=