Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 288 С несколько иного ракурса социальные основы права рассматривались Э. Дюркгеймом в его работе "Метод социологии" [2]. В ней он последовательно отстаивал свои методологические принципы. Социальную жизнь следует рас- сматривать как особого рода реальность – совокупность социальных фактов (коллективные способы действия и мышления). И поскольку они внешне прину- дительные по отношению к отдельным людям, постольку их нужно рассматри- вать как вещи, к которым применимы общенаучные методы доказательства, прежде всего имеющие отношения к каузальным и функциональным отноше- ниям. Вместе с тем, особое место в методологии Дюркгейма занимает метод ти- пологии, позволяющий уловить существование определенных социальных видов с их внутренней спецификой, что важно с точки зрения более точного отражения родовых свойств общественной жизни. И здесь ключевую роль играет правиль- ный отбор типологического признака, имеющего исследовательскую перспек- тиву научного открытия. В частности, одним из критериев классификации соци- альных явлений выступает собственно эмпирическая распространенность соци- ального феномена. На основании этого критерия, по аналогии с физиологией, Э. Дюркгейм постулирует следующие разновидности социальных фактов: нор- мальный или средний, наиболее распространенный тип и патологический или болезненный тип [там же, с. 77]. Э. Дюркгейм особо отмечает, что показатели нормальности, как и здоровья, всегда относительны для каждого конкретного вида и конкретной фазы его развития. Но в любом случае важно выявить функ- циональную природу данного нормального явления. Полезность явления может вытекать из общей природы данного существа, как и необходимость его присут- ствия лишь в переходных или новых условиях. Для Э. Дюркгейма показательным примером эффективности его методики выступает анализ преступности, которая "наблюдается не только в большинстве обществ того или иного вида, но во всех обществах всех типов" [там же, с. 85]. Но раз преступность распространена и статистически подтверждается ее устой- чивость, значит, она обладает несомненными качествами нормальности. "Ко- нечно, – отмечает Э. Дюркгейм, – может случиться что сама преступность при- мет ненормальную форму; это имеет место, когда, например, она достигает чрез- мерного роста. Действительно, не подлежит сомнению, что эта избыточность но- сит патологический характер" [там же, с. 86]. Преодолев понятное внутренне негодование, в таком случае требуется выяс- нить, какие необходимые для здоровья общества функции выполняет это явление. Суть преступного деяния, по Дюркгейму, заключается в двух посылках: (1) в кол- лективно разделяемом и наиболее интенсивно проявляемом чувстве негодования в отношении такового и (2) в разнообразии индивидуальных случаев физического, нравственного и социального состояния, порождающих отклонения от среднего, нормального типа. Поэтому, во-первых, преступления необходимы как объект негодования для принятия мер укрепления социального порядка. Во-вторых, по- требность в социальных изменениях выводит на авансцену индивидов, поднимаю- щих руку на устоявшиеся образцы поведения. "Но, – делает замечание Дюркгейм, – для того чтобы эти преобразования были возможны, необходимо, чтобы коллек- тивные чувства, лежащие в основе нравственности, не сопротивлялись изменениям,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=