Университет XXI века: научное измерение

Философия, культурология, этика в современном мире 283 цифровой университет можно рассматривать «как новую модель образования, основанную на индивидуальной траектории развития. Основным инструментом ее реализации... становится цифровая модель высшего образования, включаю- щая пять направлений – цифровые компетенции и интеграция новых технологий, самостоятельное обучение учащегося за пределами образовательной организа- ции, новые технологии оценивания, качественную инфраструктуру и системные изменения» [1]; • технологический – оснащение всей «архитектуры» высшей школы совре- менными цифровыми технологиями, что способствует формированию ««smart- университета»… «в котором совокупность использования подготовленными людьми технологических инноваций и Интернета приводит к новому, соответ- ствующему Smart-обществу, качеству процессов и результатов образовательной, научно-исследовательской, коммерческой, социальной и иной деятельности уни- верситета» [3] • культурный – цифровизация преобразует так называемый «культурный код» университета, его этос, раскрывающийся в ценностных установках, нрав- ственных нормах, негласных кодексах поведения и взаимодействия, образуя при этом абсолютно новую цифровую среду, обладающую специфическими комму- никативными практиками и культурой обмена знаниями и опытом. Речь идет о новой институциональной модели университета, которая «…предполагает фундаментальные изменения в ролевых статусах, целях и миссии. Логичное про- движение цифровой трансформации университетов от простой «удалѐнки» к ис- пользованию «искусственного интеллекта» обрушит традиционную универси- тетскую культуру, сформирует новую ценностно-нормативную среду и пост- классическую университетскую этику» [4]; Исходя их указанных подходов, можно заключить, что термин «цифровой университет» охватывает широкий спектр цифровых преобразований, которые затрагивают различные сферы деятельности образовательной организации. С нашей точки зрения, цифровой университет можно определить как модель высшего учебного заведения XXI века, совмещающая функции классического вуза с требованиями цифровой экономики. Это двойник традиционного универ- ситета, осуществляющий свою миссию в цифровой образовательной среде по- средством цифровых технологий, задачи которого заключаются в: подготовке компетентных специалистов, содействии распространению научных знаний и передовых технологий, а также поддержании профессионального роста и лич- ностного развития субъектов образовательного процесса. Литература 1. Банных Г. А., Костина С. Н. Цифровой университет: подходы к концеп- туализации понятия. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-universitet- podhody-k-kontseptualizatsii-ponyatiya (дата обращения: 25.06.2025). 2. Климов А. А., Заречкин Е. Ю., Куприяновский В. П. О цифровой экоси- стеме современного университета. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o- tsifrovoy-ekosisteme-sovremennogo-universiteta (дата обращения: 25.06.2025).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=