Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 282 Г. В. Валеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «ЦИФРОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ» Аннотация . Цифровизация высшего образования и адаптация высших учебных заведе- ний к цифровым реалиям современного общества определили необходимость формирования новой институциональной модели университета, которая сможет отвечать требованиям инно- вационной экономики и современного рынка труда. В статье показаны подходы к пониманию цифрового университета, и предложено авторское определение феномена. Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровая экономика, высшее образование, цифровой университет, конкурентоспособность. Цифровизация оказывает значительное влияние на систему высшего обра- зования и обуславливает ее кардинальные изменения. Так, современная высшая школа, внедряя инновационные технологии и форматы обучения, сталкивается с необходимостью переосмысления традиционного подхода к организации обра- зовательного процесса и разработки концепции цифрового университета. Несо- мненно, формирование принципиально новой модели образовательной органи- зации, которая в полной мере сможет отвечать требованиям цифровой эконо- мики и современного рынка труда, свидетельствует об успешной адаптации выс- ших учебных заведений к вызовам цифровой эпохи, что является важным усло- вием для их устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности на арене стремительно меняющегося мира. Однако важно отметить, что феномен цифрового университета находится в стадии становления, поэтому в настоящее время не сложилось устойчивого опре- деления понятия, основных характеристик и критериев оценки его деятельности. Можно выделить следующие подходы к пониманию цифрой модели университета: • организационный – цифровизация выступает фактором изменений в управлении организации вуза. Акцент сделан на создании единой цифровой платформы, которая объединяет в себе инновационное обучение, автоматизиро- ванные административные процессы, ИТ-инфраструктуру, исследовательские проекты, а также бизнес-процессы и социальное взаимодействие. В этой связи, исследователи указывают, «что оптимальным было бы использование термина «цифровая университетская экосистема». Термин «цифровой университет», с од- ной стороны, слишком неопределенен, с другой, несет излишне категоричный характер в отсутствие граничных признаков отнесения того или иного вуза к числу «цифровых» (как и к числу исследовательских, предпринимательских, инновационных)» [2]; • педагогический – цифровизация трансформирует учебный процесс, ввиду активного использования онлайн-курсов, виртуальной реальности, геймифика- ции и симуляторов, мобильных обучающих приложений, роботизированных си- стем оценки и персонализированных траекторий обучения. В этом контексте

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=