Университет XXI века: научное измерение
Философия, культурология, этика в современном мире 281 • поддержанию исследовательской деятельности вследствие использования ресурсности ИИ для поиска, автоматизации и систематизации больших объемов информации в интересующей научной сфере; • повышению продуктивности менеджмента университета посредством при- менения «умных машин» для составления расписания, распределения учебной нагрузки преподавателей, мониторинга публикационной активности профессор- ско-преподавательского состава и т. п., а также автоматизации бизнес-процессов и принятия управленческих решений на основе интеллектуальных технологий; • развитию ИТ-инфраструктуры , основанной на интеллектуальном управле- нии серверного оборудования, что в целом способствует обеспечению безопас- ности данных участников цифрового образовательного процесса университета. Вместе с тем, использование ИИ в высшем образовании влечет за собой ряд проблем и вполне может привести к неоднозначным последствиям: проблема справедливости и прозрачности решений ИИ в учебном процессе и управлении образовательной организацией допускает риск предвзятости к определенной ка- тегории студентов и сотрудников; чрезмерная зависимость от технологий ИИ снижает творческий подход к процессу обучения и исследовательской деятель- ности, как студентов, так и преподавателей; обработка ИИ персональных данных повышает риски нарушения конфиденциальности сведений; проблема замеще- ния непосредственного взаимодействия между участниками образовательного процесса искусственным интеллектом, не обладающим этико-критическим по- знанием и моральной рефлексией [1], несет риск дегуманизации высшего обра- зования в целом; недостаточное финансирование «интеллектуальной инфра- структуры» может существенно затруднить интеграцию ИИ в образовательный процесс, что значительно снизит уровень цифровой зрелости университета, яв- ляющейся индикатором его цифровой трансформации. Таким образом, ИИ в контексте цифровой трансформации высшего образо- вания предстает как инструмент, который, с одной стороны, способен значительно повысить ее эффективность, за счет обеспечения гибкости и мобильности образо- вательной деятельности университета, расширения доступа к образовательным ресурсам и оптимизации процессов принятия управленческих решений. С другой стороны, вполне может нивелировать результативность процесса цифровых пре- образований в высшей школе ввиду появления проблем и потенциальных рисков его использования. Такая дихотомия предполагает применение взвешенного под- хода к внедрению интеллектуальных технологий в высшее образование, а также комплексную оценку неоднозначных последствий и формирование кодекса этики использования искусственного интеллекта в академической среде. Литература 1. Валеева Г. В. Дилеммы этики цифрового образования. URL: https://www.eli- brary.ru/download/elibrary_49174063_98910653.pdf (дата обращения: 25.06.2025). 2. Давыдов С. Г., Матвеева Н. Н. , Адемукова Н. В. , Вичканова А. А. Искусствен- ный интеллект в российском высшем образовании: текущее состояние и перспективы. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/1886 (дата обращения: 25.06.2025).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=