Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 280 Г. В. Валеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. Искусственный интеллект, являясь фактором, обеспечивающим эффектив- ность цифровых преобразований в высшей школе, одновременно порождает ряд существен- ных вызовов и рисков, которые могут снижать результативность процесса цифровой транс- формации, что требует взвешенного подхода к его использованию. Ключевые слова: цифровая трансформация, высшее образование, университет, искус- ственный интеллект, цифровая зрелость. Современный образовательный процесс университета предполагает исполь- зование новых цифровых технологий, которые обладают мощным потенциалом для обеспечения высокого качества и доступности высшего образования, опти- мизации управления образовательной организацией, а также инновационной мо- дернизации ее материально-технической базы. Одной из таких технологий явля- ется искусственный интеллект (ИИ), интеграция которого в цифровое образова- тельное пространство высшей школы открывает новые перспективные возмож- ности для реализации множества задач: «На базе искусственного интеллекта строятся автоматические системы оценивания и прогнозирования успеваемости, разрабатываются обучающие помощники и персональные образовательные про- граммы, составляются учебные планы. Эти и прочие решения позволяют значи- тельно повысить качество и скорость образовательной деятельности … » [2]. Безусловно, применение ИИ, основой которого являются алгоритмизация, роботизация и моделирование, способствует эффективной цифровой трансфор- мации высшего образования благодаря: • осуществлению персонализированного обучения за счет адаптации учеб- ных планов, материала и темпов обучения к индивидуальным потребностям сту- дентов, исходя из аналитического анализа ИИ успеваемости обучающихся, их предпочтений и возможностей; • созданию интерактивных образовательных ресурсов (чат-боты и цифровые ассистенты, симуляторы, виртуальные лаборатории и т. д.), которые позволяют сделать процесс обучения более увлекательным, стимулируют креативное мыш- ление и развивают практические навыки работы с ИИ-системами, что необхо- димо будущим специалистам для успешной профессиональной деятельности в эпоху цифровизации; • прогнозированию результативности образовательного процесса и выра- ботки необходимых стратегий поддержки индивидуальных траекторий обуче- ния , на основе оценки ИИ возможных рисков, связанных с проблемами адапта- ции студентов к цифровому обучению, их мотивацией, условиями для получения знаний, умений и навыков в цифровой образовательной среде университета;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=