Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 278 с трудами и духом гессенской школы химии. Ученики данной школы «всюду разносили с собою характеризовавший школу дух строго научного исследова- ния, бескорыстной преданности знанию и безграничной любви к истине» [1 с.185]. Н. Н. Соколов вспоминал, что в Гессене действительно «действует только истина». [3] Это несколько хвастливое высказывание хорошо коррелируется с одним из принципов научной этики, который выразил в древней Греции еще Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже» [4]. И Н. Н. Зинин придержи- вался схожих принципов: при выполнении научных изысканий он всегда ста- рался дойти до истины. По воспоминаниям современников, Н. Н. Зинин был готов самоотверженно работать и дополнительно, и сверхурочно, и даже в «домашней» лаборатории, чтобы получить объективные научные результаты. И эти результаты были весьма значительны. Вернувшись из заграничной командировки, Н. Н. Зинин за- щитил докторскую диссертацию по теме: «О соединениях бензоила и об откры- тых новых телах, относящихся к бензоиловому ряду» [1, с 185]. С 1847 г. он стал работать в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Его карьера была довольно успешной: «ординарный профессор (1848–1859 гг.) – академик (с 1856 г.) – заслуженный профессор (1864–1869 гг.) – «директора химических ра- бот» (1864–1874 гг.)». [2]. В 1841 г. Им были открыты методики получения бен- зоина из бензальдегида и бензила окислением бензоина, синтез бензиловой (дифенилгликолевую) кислоту,с последующим описанием ее свойств и установ- лением её состава. В 1842 г. Н. Н. Зинин открыл изучал и получил реакцию ко- торой присвоили в последствии его имя - восстановления ароматических нитро- соединений. Данную реакцию позднее стали использовать в анилокрасочной от- расли химической промышленности. При дальнейшем химическом синтезе с 1842 по 1845 год были получены такие соединения как: анилин и альфа-нафти- ламин, мю-фенилендиамин и дезоксибензоин, бензидин. Важным аспектом духовно-нравственного облика ученого можно считать его патриотизм. Н. Н. Зинин искренне хотел помочь своей стране, которая тогда находилась в состоянии противостояния с Турцией, поддерживаемой европей- скими державами. Вместе с молодым инженером-артиллеристом В. Ф. Петру- шевским Н. Н. Зинин занимался химическими изысканиями для получения силь- нейшего (на тот момент) взрывчатого вещества – нитроглицерина. Н. Н. Зинин сделал все, чтобы русская армия имела на вооружении самые сильные взрывча- тые вещества. Он предложил начинять нитроглицерином гранаты, разработал способ получения больших количеств нитроглицерина и способ его взрывания. К сожалению, в тот момент предложения Н. Н. Зинина не были приняты артил- лерийским ведомством, и нитроглицерин начали применять для подземных и подводных взрывов лишь 10 лет спустя, в 1863–1867 гг. Ещё один духовно-нравственный принцип Н. Н. Зинина проявился в его отно- шении к различным недругам и недоброжелателям. Как и подобает настоящему русскому ученому и великодушному человеку, к клевете и наветам Н. Н. Зинин от- носился равнодушно и ограничивался в ответ меткой остротой. Вторым духовно-нравственным аспектом деятельности Н. Н. Зинина можно считать его преподавательскую работу. Ученики вспоминали, что «свою
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=