Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 256 Н. С. Солнцева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ Актуальность. В любой деятельности, включая спортивную, ключевую роль играют та- кие компоненты, как мотивация и самоорганизация. Спортивная тренировка, с одной стороны, требует наличия этих качеств изначально, а с другой – способствует их развитию. В статье упомянуты определённые мотиваторы, их виды, особенности самоорганизации и возможные проблемы на пути достижения поставленной(-ых) цели(-ей) из-за отсутствия данных компо- нентов. Ключевые слова: мотивация, мотиватор, самоорганизация, фактор, деятельность, спор- тивная деятельность, спортивная тренировка, спорт. На продуктивность человека и успешность его деятельности влияют такие компоненты психологических факторов, как мотивация и самоорганизация. Как известно из школьного курса обществознания, мотив (мотивация) – это один из компонентов структуры деятельности человека. Мотивация представляет собой ту двигательную силу, которая побуждает человека к созданию цели, нахожде- нию средств и выполнению действий. Мотивация может возникать как результат внутренних потребностей и ценностей, так и под воздействием внешних стиму- лов, таких как похвала, вознаграждение или признание [1]. Мотивация, в свою очередь, усиливает способность к самоорганизации. Единого понятия самоорга- низации нет, но она характеризуется деятельностью, которая осознана, целена- правленна и управляема самой личностью [6]. Самоорганизация – это то, чему в первую очередь учится человек в новой деятельности, т. е., когда у человека есть мотивация к выполнению какой-либо деятельности, он более организован, структурирован и нацелен на результат [1]. В рамках нашей темы этой деятель- ностью является спортивная тренировка, из-за чего дальнейшее обсуждение мо- тивации и самоорганизации будет рассмотрена с точки зрения достижения успеха именно в спортивной деятельности. Спортивная деятельность требует от человека наличия ряда жизненно важных психических качеств и свойств: актив- ности, самостоятельности, инициативности, устойчивости к воздействию нега- тивных факторов, быстроты и точности принятия оперативных решений; одно- временно спортивная деятельность способствует развитию таких качеств и свойств [6]. Как мы уже упомянули ранее, мотивация может быть как внутренней, так и внешней. К внутренней мотивации относятся все внутренние причины кон- кретного человека, которые мотивируют заниматься спортивной деятельностью. Например, к более распространёнными мотивами относится желание заниматься спортом ради:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=