Университет XXI века: научное измерение

Физическая культура и спорт 253 Н. С. Солнцева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Аннотация. В данной статье рассматриваются инновационные подходы в занятиях фи- зической культуры для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с ОВЗ занятия физической культурой играют важную роль не только в улучшении их состоя- ния здоровья, но и в их социализации среди сверстников. Традиционные методы физического воспитания зачастую не учитывают индивидуальные потребности учащихся, что приводит к низкой эффективности занятий спортом. В связи с этим необходимо активное развитие но- вых методов физического воспитания для школьников с ОВЗ. Ключевые слова: физическое воспитание, ограниченные возможности здоровья, адап- тивная физическая культура, инклюзивное образование, информационно-коммуникацион- ные технологии, инновации. Для повышения эффективности занятий физической культурой для детей с ограниченными возможностями здоровья стали активно использоваться инно- вационные технологии. Эти технологии включают в себя адаптивную физиче- скую культуру, которая представляет собой различные виды спортивных заня- тий, направленных на адаптацию детей с ОВЗ к повседневной жизни, инклюзив- ные занятия и индивидуально-ориентированные программы. Последние явля- ются наиболее перспективными, поскольку они разрабатываются на основе фи- зических, а также психических особенностях ребёнка. Благодаря этим програм- мам и выбрав наиболее подходящие форматы упражнений, преподаватели физи- ческой культуры могут наиболее эффективно проводить занятия для детей, опи- раясь на особые аспекты их здоровья. Адаптивная физическая культура (АФК) представляет собой различные виды восстановительных спортивных занятий, которые направлены на адапта- цию детей к особенностям своего здоровья, коррекцию его нарушений для даль- нейшего интегрирования в общество. Среди задач АФК выделяют адаптацию школьников к повседневной жизни, социализацию со сверстниками путём уча- стия в групповых занятиях и спортивных мероприятиях, повышение выносливо- сти и другие. Из видов спорта, используемых в рамках АФК, можно выделить следующие: 1. Футбол может быть адаптирован для детей с нарушениями зрения, где ис- пользуемый для игры мяч издаёт звуки, а правила скорректированы. Помимо этого, в футбол могут играть люди с церебральным параличом. 2. Баскетбол на инвалидных колясках представляет собой инклюзивный вид спорта, адаптированный для людей с ограниченными возможностями здоровья, например, паралич или ампутация. 3. На специальных инвалидных колясках люди с ОВЗ могут заниматься фех- тованием.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=