Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 250 А. И. Орехов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Аннотация. Статья посвящена обоснованию необходимости дифференцированного подхода к организации занятий по физической культуре в вузе с учетом состояния здоровья, физической подготовленности и мотивации студентов. Рассматриваются принципы реализа- ции такого подхода и его влияние на эффективность образовательного процесса. Ключевые слова: физическая культура, дифференцированный подход, оздоровительное образование. В условиях модернизации системы высшего образования и нацеленности учебного процесса на личностно-ориентированный подход особое значение при- обретает организация занятий по физической культуре с учетом индивидуаль- ных особенностей студентов, в том числе состояния их здоровья. На сегодняш- ний день отмечается устойчивая тенденция к снижению уровня физического раз- вития и состояния здоровья молодежи, поступающей в вузы. По данным иссле- дований, от 30 до 50 % студентов имеют отклонения в состоянии здоровья, кото- рые ограничивают возможность выполнения стандартных физических нагрузок без предварительной коррекции или адаптации [1]. В связи с этим актуальным становится дифференцированный подход к организации занятий по физической культуре в образовательных учреждениях высшего звена. По данным исследований, проводимых в вузах, лишь около 10–15 % студен- тов относятся к категории условно здоровых и способны выполнять стандартную нагрузку по физической культуре без ограничений [2]. Большая же часть обуча- ющихся нуждается в коррекции объема и интенсивности занятий в связи с раз- личными нарушениями, такими как снижение сердечно-сосудистой и дыхатель- ной выносливости, нарушения опорно-двигательного аппарата, вегето-сосуди- стая дистония и пр. Несмотря на это, в ряде вузов до сих пор применяется единая программа физического воспитания, построенная на основе типовых нормативов и не учитывающая реального состояния здоровья студентов. Следствием приме- нения унифицированных нагрузок может стать не только ухудшение физиче- ского состояния обучающихся, но и снижение мотивации и формирование нега- тивного отношения к физической культуре в целом, а в ряде случаев – медицин- ские осложнения. Таким образом, применение дифференцированного подхода обусловлено как низким уровнем состояния здоровья студентов, так и необходимостью повы- сить эффективность образовательного процесса. Для эффективной реализации дифференцированного подхода необходима четкая классификация студентов по состоянию здоровья и уровню физической

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=