Университет XXI века: научное измерение

Физическая культура и спорт 247 приняли участие юноши в возрасте 13–15 лет, соответствующие уровню спортив- ной квалификации I разряда и кандидатов в мастера спорта (КМС). В исследова- нии приняли участие 20 квалифицированных пловцов в ластах (I разряд, КМС), разделенных на две равные группы: контрольную и экспериментальную. В тече- ние восьми недель спортсмены экспериментальной группы применяли когни- тивно-тактический тренинг и визуализацию. Эти подходы охватывали ментальное проигрывание дистанции, тактический разбор типовых соревновательных ситуа- ций, а также приемы психологической саморегуляции. Для оценки соревновательной эффективности учитывались результаты на дистанциях 50 и 100 метров. Дополнительно были проанализированы показатели психоэмоционального состояния спортсменов. Для этого применялись стандарт- ные психологические тесты, включая тест Спилбергера-Ханина и шкалу само- оценки уровня тревожности перед стартом. Полученные данные требуют четкой и наглядной интерпретации для объек- тивной оценки эффективности применяемых нами методик. Для этого была раз- работана таблица 1. Она содержит основные критерии, использованные в ходе эксперимента для оценки изменений в соревновательной эффективности и пси- хологическом состоянии участников. Эти показатели отражают основные ас- пекты воздействия когнитивно-тактического тренинга и визуализации на резуль- таты спортсменов. Таблица 1 Критерии оценки эффективности когнитивно-тактического тренинга и методики визуализации № п/п Показатель Контрольная группа (n=10) Экспериментальная группа (n=10) Прирост (%) 1 Среднее время на 50 м. (сек.) 18,80 ± 0,40 18,20 ± 0,35 2,3 % 2 Среднее время на 100 м. (сек.) 41,50 ± 0,80 40,00 ± 0,75 2,7 % 3 Уровень соревнова- тельной тревожности (баллы) 39,98 ± 5,00 36,00 ± 4,00 -10,0 % 4 Способность к концен- трации (баллы) 31,90 ± 3,00 34,89 ± 2,50 +9,4 % 5 Самооценка уровня уверенности перед стартом (баллы) 6,50 ± 0,50 7,20 ± 0,60 +10,8 % Пояснения к таблице: • Время на 50 и 100 м – средний результат трех попыток.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=