Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 246 П. П. Дудченко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КОГНИТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: ВЛИЯНИЕ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЛОВЦОВ В МОНОЛАСТЕ Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения когнитивно-тактиче- ского тренинга и методов визуализации в подготовке квалифицированных пловцов в монола- сте. Анализируются результаты эксперимента, выявляющего изменения в соревновательной эффективности спортсменов после реализации данных методик. Доказано положительное влияние предложенных техник на улучшение спортивных результатов и психологического со- стояния пловцов. Ключевые слова: плавание в моноласте, когнитивный тренинг, тактическая подготовка, визуализация, соревновательная эффективность. Введение Современный спорт требует не только высокой физической подготовки, но и развитых когнитивных способностей спортсменов [4]. В условиях острой кон- куренции пловцы в моноласте сталкиваются с необходимостью принимать быст- рые тактические решения и эффективно регулировать свое психоэмоциональное состояние во время соревнований [1]. В этой связи актуальным становится изу- чение возможностей когнитивно-тактического тренинга и визуализации как эле- ментов подготовки пловцов [2]. Когнитивно-тактический тренинг представляет собой систему упражнений, направленных на развитие умения оперативно анализировать изменяющиеся условия соревнования, быстро принимать решения и эффективно адаптировать тактику к текущей ситуации [4, 5]. Основными элементами этого тренинга явля- ются разбор реальных и типовых соревновательных ситуаций, обсуждение раз- личных тактических вариантов, обучение прогнозированию поведения соперни- ков и умению быстро реагировать на изменения условий соревнования [3]. Методика визуализации включает в себя ментальное воспроизведение со- ревновательных ситуаций, техники плавания и поведения в различных ситуа- циях на дистанции. Визуализация помогает спортсменам заранее пережить и проработать потенциальные сценарии, снизить уровень тревожности, повы- сить уверенность в собственных силах и улучшить концентрацию внимания непосредственно перед стартом [6]. Целью настоящего исследования явилась оценка влияния указанных мето- дик на соревновательную эффективность спортсменов, специализирующихся в плавании в моноласте. Экспериментальная часть исследования была проведена на базе Государ- ственного учреждения дополнительного образования Тульской области «Област- ная комплексная спортивная школа олимпийского резерва» (г. Тула) в период с 2023 по 2024 год, охватывая один тренировочный макроцикл. В эксперименте

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=