Университет XXI века: научное измерение
Методика преподавания естественно-научных дисциплин 221 Приведем примеры текстов учебника, касающегося эволюции хордовых: «Одна из наиболее прогрессивных ветвей эволюции вторичноротых дала начало хордовым животным» [1, с. 197]. «Палеонтологи обнаружили много хорошо со- хранившихся ископаемых остатков животного сеймурии. Она имела сходство как с земноводными, так и с пресмыкающимися. От подобных животных, воз- можно, и произошли древние пресмыкающиеся – котилозавры, обитавшие на Земле более 300 млн лет назад. Они были самых разных размеров, от 25 см до 3 м» [1, с. 199]. Для сравнения откроем советский учебник зоологии издания 1978 г. При примерно одинаковом уровне доступности текста, обращает на себя внимание наличие объяснений и обобщений при меньшем объеме фактологического и описательного материала [2]. Сравним приведенный выше текст из совре- менного учебника, касающийся происхождения пресмыкающихся, с текстом из учебника издания 1978 г.: «Дальнейшее приспособление земноводных к жизни на суше (утрата кожного дыхания, внутреннее оплодотворение и откла- дывание яиц не в воду, а на сушу) привело к появлению первых пресмыкаю- щихся» [2, с. 241]. В результате, на примере наших первокурсников, мы получаем «эффект об- ратной петли», когда косвенное влияние содержания образования, избирательно обслуживающее ЕГЭ и не способствующее развитию актуального уровня школь- ника, приводит к отсутствию даже самых начальных знаний. Важно отметить, что теряется не только фактическая база, но и способность к систематизации и обобщению материала, к осознанию роли каждого элемента в общей структуре курса. Как решать указанные проблемы в рамках относительно небольшого в срав- нении с объемом материала курса? К сожалению, системные решения лежат за пределами наших возможностей и сводятся к перестройке школьного курса и трансформации или отмене ЕГЭ. Локальные приемы, которые мы используем для восполнения базовых зна- ний у первокурсников, сводятся к обеспечению восстановления связей между имеющимися разрозненными, клиповыми знаниями, а также к повышению сте- пени их осознанности. Для этого на практических занятиях мы применяем классический метод за- рисовки биологических объектов с натуры с подписями к ним. Рисунки проверя- ются в конце каждого занятия. Использование ксерокопий не допускается. Еще одним приемом является индивидуальная беседа по контурной карте, которая позволяет проверить осознанность знаний. Приведем примеры вопросов по зоогеографии, которые мы задаем студентам при обсуждении контурной карты природных зон России: покажите на карте природные зоны России с се- вера на юг; приведите примеры животных из разных систематических групп, обитающих в зоне тайги; какие экологические условия позволяют сформировать экосистему сухих субтропиков на южном берегу Крыма? Осознанность здесь имеет колоссальное значение. Есть масса примеров, когда студенты перерисовы- вают карту механически, без рефлексии. При этом тундра оказывается на юге России, а субтропики – на побережье Ледовитого океана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=