Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 220 Л. В. Хорун Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ СООТНЕСЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И ВУЗЕ Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования естественно-научных зна- ний у будущих учителей начальных классов и пути их решения. Показано влияние содержания школьного курса биологии на уровень знаний первокурсников в области естествознания. Ключевые слова: учителя начальных классов, основы естествознания, естественно-науч- ные знания, школьный курс биологии. Курс естествознания читается на первом курсе и включает в себя три основ- ных раздела: Землеведение, Ботаника, Зоология. В разделе Землеведение рассматриваются основы астрономии, географии, минералогии, почвоведения, что должно давать основу для формирования у сту- дентов целостных представлений о неживой природе как среде обитания живых организмов. В разделе Ботаника изучается Царство Растения. В разделе Зоология изучается Царство Животные. Роль курса основ естествознания в подготовке учителя начальных классов должна носить обобщающий и структурирующий характер. Однако на практике ста- новится очевидно отсутствие у первокурсников базовых знаний. Отчасти это объяс- няется деструктивными процессами, лежащими в области психологии, однако мы остановимся на проблемах, которые фокусируются вокруг содержания образования. В ходе многолетней практики преподавания курса «Естетствознание» нам пришлось несколько раз перестраивать его в сторону упрощения. Например, уро- вень содержания раздела Зоология мы сейчас оцениваем как уровень 8 класса общеобразовательной школы. На первый взгляд, это объясняется общей деградацией базовых знаний. Од- нако при внимательном рассмотрении обращает на себя внимание следующее: если мы откроем учебник зоологии для 8 класса, то мы видим, что текст перена- сыщен терминами и фактологией и не воспринимается средним восьмиклассни- ком, формируя у него представление о биологии, как об очень сложном предмете [1]. Даже если результат достигается зубрежкой, знания не осознаны. Таким об- разом уровень школьного учебника скорее соответствует уровню первокурс- ника, а не восьмиклассника. Одной из важнейших причин подобного усложнения мы видим в необходи- мости «впихивания» в учебник всего материала для сдачи ЕГЭ. Это деформирует содержание учебника в сторону усложнения и способствует отторжению его вос- приятия. И, как следствие, на 1 курсе мы обнаруживаем отсутствие базовых зна- ний у подавляющего большинства студентов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=