Университет XXI века: научное измерение

Методика преподавания естественно-научных дисциплин 219 компетентности педагога как способности анализировать, решать педагогические задачи в реальной ситуации на основе актуализации комплекса профессиональ- ных знаний, умений и навыков, профессионального и жизненного опыта, профес- сионально-личностных качеств, позволяет нам считать, что, совершенствование образовательного процесса в вузе должно идти по пути модернизации его учебно-методического и организационно-методического обеспечения. На наш взгляд, введение курсового экзамена в виде демонстрационного эк- замена, в ходе которого студент должен продемонстрировать фрагмент урока/за- нятия, разработанного с применением технологической карты, потребовало су- щественного перестроения методики проведения лекций, лабораторно-практиче- ских занятий. Все виды занятий со студентами теперь должны быть ориентиро- ваны на совместную работу: преподаватель не «читает» лекцию, учебное содер- жание представляется интерактивно посредством обсуждения со студентами скрытых особенностей текстов, задач, заданий, предъявляемых либо в презента- ции, либо в текстах учебников. При этом в контекст лекции органично вплета- ются примеры заданий, например, по развитию естественно-научной грамотно- сти, которые предлагаются для выполнения «здесь и сейчас» студентами. В про- цессе проведения лабораторно-практических занятий студенты вовлекаются в ролевые, деловые игры: «учитель-ученики», «методическое совещание педаго- гов» и др.. Студенты осваивают реальную среду учебного занятия при просмотре уроков заслуженных учителей, учителей-участников конкурса «Учитель года». Неоднократно организуются занятия по решению контекстных задач по мето- дике с использованием возможностей виртуальной лаборатории, проектной среды «Живая физика», цифрового фото и т. п. Много времени и внимания по- требовалось студентам для понимания, принятия и освоения интегративного подхода формирования технологической карты урока. В свете требований обнов- ленного Федерального государственного образовательного стандарта общего об- разования при разработке данной карты от студента необходимо умение по со- гласованию видов деятельности обучающихся и цели выполнения содержатель- ных заданий по предмету как достижения планируемого результата обучения на каждом этапе урока и уроке в целом! Очевидно, что возросла ответственность преподавателя и студентов по организации самостоятельной, творческой подго- товки к занятиям, на которых предъявляются фрагменты уроков в обстановке, приближенной к реальной школьной практике. Литература 1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : Интор, 1996. 3. Естествознание: 10-й кл.: методика преподавания : кн. для учителя / И. Ю. Алексашина [и др.]; под ред. И. Ю. Алексашиной. Рос. акад. образования. М. : Просвещение, 2007. 4. Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность : моногр. Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=