Университет XXI века: научное измерение
«Университет XXI века: научное измерение» – 2025 216 Высокий уровень субъективного контроля в свою очередь формирует ответ- ственное отношение к своим поступкам и способность принимать осознанные ре- шения в профессиональных и житейских ситуациях. Для более точного осознания важности корректного формулирования познавательных целей обучения в рабо- чую программу дисциплины включена лекция «Философские и педагогические основы методики обучения биологии». В процессе лекции по теме «Цели и со- держание биологического образования на современном этапе» происходит изу- чение концептуальных положений, направлений и инструментариев развития со- временного биологического образования в общеобразовательной школе [1]. Еще одной важной темой лекционных занятий, влияющих на формирование навыков планирования, является тема «Теория развития биологических поня- тий». В процессе ее изучения студенты знакомятся с классификацией биологи- ческих понятий школьного курса биологии, их иерархией, этапами и методиче- скими условиями формирования общебиологических, специальных, локальных понятий и учетом понятийного аппарата урока в формулировке целей и задач. Обобщение полученных теоретических знаний происходит в процессе изучения лекционного материала по теме «Поурочное планирование деятельности учи- теля биологии. Технологическая карта урока. Анализ методической системы урока», «Типы и виды уроков. Нетрадиционные уроки биологии». Дальнейшее формирование умений и навыков планирования происходит в процессе практических занятий и выполнения заданий для самостоятельной вне- аудиторной работы по темам: «Анализ учебно-методической литературы школь- ного курса биологии», «Календарно-тематическое планирование деятельности учителя биологии», «Отбор и сочетание методов обучения по курсу биологии», «Методика знаково-символического моделирования. Разработка и применение опорных конспектов в процессе обучения биологии», «Методика формирования метапредметных результатов в процессе изучения биологии», «Методика форми- рования личностных результатов в процессе изучения биологии» и т. д. В процессе выполнения курсовых работ студенты формируют умения пла- нирования учебной деятельности в процессе проведения уроков разных типов и видов, нетрадиционных уроков биологии, при организации лабораторных и практических работ, работ на пришкольной участке и в уголке живой природы, в процессе реализации внеурочной и внеклассной работы. Важную роль в процессе формирования умений и навыков планирования является промежуточная аттестация, проводимая в форме демонстрационного экзамена. В рамках подготовки к экзамену студенты планируют образователь- ную деятельность, разрабатывая технологическую карту урока, используя мето- дические рекомендации по проектированию урока биологии [2, с. 28–29]. Особое внимание уделяется разработке рабочих листов, включающих разнообразные ди- дактические материалы, реализующие как классические, так и инновационные методы обучения биологии. В контексте реализации системно-деятельностного подхода, в структуру уроков включаются практические методы обучения, пред- полагающие использование потенциала материального оборудования кабинета биологии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=